Удаление обломков, не выступающих над поверхностью детали

Категория:
Нестандартный инструмент


Удаление обломков, не выступающих над поверхностью детали

Удаление с помощью привариваемых деталей весьма распространено. В качестве деталей обычно используют старые гайки, вставки и т. п. в зависимости от расположения обломка.

Конец обломка находится в непосредственной близости к поверхности детали. В этом случае можно взять старую гайку, внутренний диаметр которой меньше диаметра шпильки на 1,5-2 мм, наложить ее на сломанную шпильку так, чтобы центр шпильки совпал с центром гайки (рис. 1, в), и при помощи электросварки через отверстие в гайке приварить ее к торцу шпильки. После остывания обломок легко вывернуть гаечным ключом.

Конец обломка остался глубоко в теле детали (но не глубже, чем на диаметр резьбы). Для удаления такого обломка нужно изготовить из шестигранного прутка специальную вставку (рис. 1, г) и приварить ее к торцу шпильки. Чтобы в процессе приварки не прогорела стенка вставки, ее толщина должна быть не менее 1 мм.

После остывания приваренной детали обломок вывертывается гаечным ключом.

Удаление с помощью специальных приспособлений. В качестве примера рассмотрим приспособление для удаления сломанных шпилек крепления полуоси автомобиля ГАЗ-51А.

В комплект этого приспособления входит ключ и кольцо. Ключ состоит, в свою очередь, из сердечника и гайки с рукояткой. Резьба сердечника и внутренняя резьба гайки — левые М12, наружная резьба нижней части гайки — правая М22. Шаг резьбы как у сердечника, так и у гайки должен соответствовать шагу резьбы вывертываемой шпильки.

Нижний конец сердечника закален, а его торцовая часть выполнена по форме торцовой фрезы. В верхней части сердечника сделано боковое отверстие для воротка. В кольце б восемь отверстий; против одного из них приварен штуцер с внутренней резьбой, соответствующей наружной резьбе нижней части, т.е. М 22.

Этим приспособлением обломки вывертывают в такой последовательности. Снимают полуось автомобиля и на освободившиеся шпильки ступицы колеса устанавливают кольцо приспособления так, чтобы штуцер встал против отверстия со сломанной шпилькой. После этого кольцо закрепляют двумя-тремя гайками, завинчиваемыми на шпильки ступицы, ввертывают в штуцер гайку ключа, а в эту гайку — сердечник I до тех пор, пока он не упрется в торец сломанной шпильки. Затем, прижимая сердечник к обломку шпильки воротком, вставленным в его боковое отверстие, вращают гайку за рукоятку и вывертывают сломанную шпильку.

Несколько упрощенное, аналогичное описанному приспособление, предназначенное для шпилек ступицы автомобиля ЗИЛ-164, показано на рисунке 1, в. Здесь для вывертывания ремонтных шпилек с увеличенным шагом резьбы сделано второе отверстие под штуцер с резьбой М 22×2, для него нужно изготовить второй штуцер. Болт и контргайка остаются прежними.

Рис. 1. Приспособление для вывертывания обломанных шпилек: а — ключ; б — кольцо; в - приспособление для вывертывания Ремонтных шпилек; 1 — сердечник; 2 — гайка; 3 — рукоятка; 4 — штуцер, 5 — контргайка; 6 штуцер

Высверливание обломков на универсальных станках используется в тех случаях, когда позволяют размеры деталей. После высверливания в отверстие забивают специальный цилиндрический экстрактор, конический или зубчатый конус.

Некоторое затруднение вызывает отыскание центра обломка, без чего не удается доброкачественно выполнить работу.

Чтобы облегчить это, необходимо применять специальный кернер, диаметр которого равен диаметру отверстия, где находится обломок, а угол острия кернера такой же, как и у сверла, которым предстоит сверлить обломок. Кроме того, чтобы во время сверления обломанной шпильки (винта) сверло не ушло в сторону и не повредило резьбу, на него нужно надевать направляющую трубку, наружный диаметр которой равен диаметру отверстия с обломанной шпилькой (внутренний диаметр трубки соответствует диаметру сверла).

Высверливание обломков из цапф поперечных брусьев рамы тр актор а ДТ-54 А на токарно-винторезном станке. Цапфа с обломком винта вставляется в приспособление, показанное на рисунке 3, а, фиксируется в нем стопорным винтом, а затем приспособление зажимается в суппорте станка, а сверло в патроне.

Рис. 2. Извлечение оборванной шпильки: а — сверление обломка; б — сверление обломка сверлом с направляющей трубкой; в, гид — удаление обломка соответственно цилиндрическим экстрактором, коническим и зубчатым конусами

Рис. 3. Приспособления для высверливания обломков на универсальных станках: а — из цапф поперечных брусьев тракторов ДТ-54; б — из стоек механизма навески гусеничных тракторов; 1 — станина; 2 и 5 — кронштейны; 3- стойки; 4 — бугель

Высверливание обломков из стоек механизма навески тракторов ДТ-54, Т-74 и ДТ-75. Для этой цели применяется приспособление, состоящее из станины (рис. 3, б), изготовленной из швеллера № 18 и приваренных к нему двух кронштейнов. Кронштейны приварены так, что после установки на них стойки механизма навески ее плоскость бугеля должна быть строго горизонтальной.

Стойку с оборванным винтом крепят к кронштейнам штифтом и болтом, а к кронштейнам 5-пальцем. После этого приспособление с установленной стойкой помещают на стол сверлильного станка и высверливают обломок.

При высверливании обломков бывают случаи, когда сверло заедает и ломается. Чтобы предотвратить такие поломки, нужно пользоваться фрикционным патроном.

Патрон состоит из конуса с корпусом, фланца, втулки и регулировочных винтов. Чтобы эти винты не отвинчивались во время работы, под них подложены пружинные шайбы.

Втулка помещается в выточках корпуса и фланца. Между ними уложены Текстолитовые шайбы. Во втулке есть квадратное от, верстие для сверла.

В комплект фрикционного патрона входит несколько сменных втулок для сверл с квадратами различных размеров.

Во время высверливания обломков шпилек или-винтов, при подходе сверла к дну отверстия или заедании, втулка со сверлом останавливается, а корпус с фланцем продолжает вращаться. Благодаря этому сверло предохраняется от поломки. Усилие, при котором срабатывает фрикционный патрон, зазисит от степени зажатия втулки регулировочными винтами. Чем больше размер высверливаемых обломков, тем сильнее нужно зажимать втулку между фланцем и корпусом.

Если обломок удаляют цилиндрическими экстракторами, изготовляемыми предприятиями в виде специальных комплектов.

Высверливание обломков при помощи приспособлений применяется для восстановления громоздких деталей: корпусов, ступиц и т. п.

Приспособление для высверливания обломков из ступиц колес автомобилей представляет собой раму, состоящую из двух труб, соединенных планками. На трубу надета подвижная труба, к которой привернуты хомуты. В этих хомутах с помощью гаек-барашков крепится электродрель. Труба поворачивается вместе с дрелью вокруг трубы и фиксируется винтом. Рама надета на стойку, к которой с одной стороны прикреплена ступица с плитой, а с другой стороны приварена гайка 6. В гайку входит винт с маховичком. При завинчивании винта, приваренная к нему труба нажимает на планку рамы, тем самым осуществляется подача сверла. Возвращение сверла в исходное положение происходит за счет пружины.

Рис. 4. Фрикционный патрон: 1 — конус; 2 — регулировочный винт; 3 — пружинная шайба; 4 — корпус; 5 — текстолитовые шайбы; 6 — фланец; 7 — втулка; 8 — сверло

Рис. 5. Приспособление для высверливания обломков шпилек: 1 — кондукторная плита; 2 — ступица; 3, 5, 10 и 11 — трубы; 4 — пружина; 6 — гайка; 7 — винт; 8 — маховичок; 9 и 13 — хомуты; 12 — планка; 14 — кондуктор; 15 — стойка

В плите сделано несколько рядов отверстий с резьбой, расположенной по разным радиусам, соответствующим ступицам колес автомобилей различных марок.

Пользуются приспособлением в такой последовательности: плиту закрепляют на оставшихся шпильках гайками, в отверстие плиты, расположенное против сломанной шпильки, ввертывают кондукторную втулку и через нее высверливают обломок.

Приспособление для высверливания обломков шпилек крепления головки блока цилиндров двигателя ГАЗ-21 представляет собой плиту, в которой ввернуты втулки, предназначенные для крепления приспособления на блоке, и кондукторные втулки.

Конструкция приспособления позволяет высверливать любую из десяти шпилек в случае их облома, что достигается перестановкой втулок в соответствующие отверстия в зависимости от их местоположения.

Приспособление для высверливания обломков сломанной шпильки крепления приемной грубы глушителя двигателя ГАЗ-21 состоит из основания размером 220 X 115 мм со стойкой, закрепленной косынкой, и плиты, изготовленной по форме фланца крепления приемной трубы. Плита имеет бобышку диаметром 60,5 мм, штифт и кондукторную втулку.

Рис. 6. Приспособление для высверливания обломков шпилек: а — крепления головок двигателя ГАЗ-21; б — крепления трубы глушителя двигателя ГАЗ-21: 1 — основание; 2 — газопровод; 3 — выпускной трубопровод; 4 — плита; 5 — штифт; 6 — кондукторная втулка; 7 — стойка; 6 — косынка

Рис. 7. Извлечение оборванной приржавевшей шпильки: а — первая операция; б — вторая операция; 1 — в третья операция; отверстие; 2 — обломок; 3 деталь

Чтобы высверлить обломок шпильки, нужно газопровод в сборе закрепить на стойке приспособления при помощи шпилек крепления карбюратора, а плиту установить на плоскость фланца приемной трубы глушителя так, чтобы бобышка вошла в выходное отверстие трубы, штырь — в отверстие болта, а кондукторная втулка встала против сломанной шпильки. Через кондукторную втулку и следует высверливать обломок.

Удаление обломков, сильно приржавевших к деталям, выполняется следующим способом. На всю длину обломка на стыке его с телом детали высверливается отверстие диаметром 4,5-5 мм, затем в центре обломка просверливается отверстие также на всю глубину. Сверло при этом нужно выбрать такого диаметра, чтобы не повредить резьбу в детали. После этого небольшим крейцмейселем следует загнуть кромки остатков обломка к центру отверстия и удалить обломок круглогубцами или квадратом, а резьбу в детали зачистить метчиком.

Удаление обломков из сквозных отверстий небольшого диаметра. В тех случаях, когда шпилька или винт малого диаметра оборвались на середине сквозного отверстия, удалять обломок нужно следующим способом.

Взять другой такой же винт, заточить его конец напильником так, чтобы образовалась режущая кромка, и начать ввертывать его в то же отверстие.

Режущая кромка целого винта, как одноперовое сверло, врежется в торец обломка и при дальнейшем вращении вывернет его из детали.

Удаление обломков из алюминиевых деталей. При удалении обломков из алюминиевых деталей, которые нельзя повреждать, можно пользоваться азотной кислотой HN03 плотностью 1,15-1,20 г/см3, которая, растворяя сталь и железо, почти не растворяет алюминиевые сплавы. Прежде всего нужно нагреть деталь до температуры 80 °С, затем у места сломанной шпильки установить стеклянную или эбонитовую воронку и в нее налить раствор азотной кислоты. Для ускорения процесса растворения шпильки раствор необходимо периодически заменять свежим и поддерживать температуру детали в пределах 50-60 °С.

Концентрацию раствора можно определить следующим образом: в фарфоровую чашку положить кусочек сломанной шпильки и налить кислоту. После этого нужно прибавлять воды в количестве от 10 до.30% до тех пор, пока кусок шпильки не начнет растворяться. Кислоту полученной таким образом концентрации и нужно употреблять для растворения данной шпильки, изготовленной из определенной стали. Для стали другой марки концентрация кислоты может быть иной.

При помощи азотной кислоты нельзя удалять поломанные шпильки из электрона или алюминиевых сплавов, содержащих цинк.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум