Дефекты сварных швов

Категория:
Сварочные работы


Дефекты сварных швов

Наплывы — образуются в результате натекания жидкого металла на кромки холодного основного металл?.. Это происходит по следующим причинам: большая величина сварочного тока, длинная дуга, неправильное положение электрода, большой угол наклона изделия при сварке на подъем и спуск.

Подрезы представляют собой углубления (канавки), образующиеся в основном металле вдоль края шва при завышенном сварочном токе и длинной дуге. Они приводят к ослаблению сечения основного металла и могут явиться причиной разрушения сварного соединения.

Прожоги — проплавление основного или наплавленного металла с возможным образованием сквозных отверстий. Они возникают из-за недостаточного притупления кромок, большого зазора между ними, завышенного сварочного тока или мощности горелки при невысоких скоростям сварки.

Незаверенные кратеры образуются в случае резкого обрыва дуги в конце сварки. Они уменьшают сечение шпа и могут явиться очагами образования трещин.

Шлаковые включения являются результатом небрежной очистки кромок деталей и сварочной проволоки от окалины, ржавчины и грязи, а также (при многослойной сварке) неполного удаления шлака с предыдущих слоев. Шлаковые включения ослабляют сечение шва, уменьшают его прочность и являются зонами концентрации напряжений.

Непроваром называют местное несплавление основного металла с наплавленным, а также несплавление между собой отдельных слоев шва при многослойной сварке. Причинами непроваров являются: плохая очистка металла от окалины, ржавчины и грязи, малый зазор в стыке, излишнее притупление и малый угол скоса кромок, недостаточная величина тока или мощности горелки, большая скорость сварки, смещение электрода в сторону от оси шва.

Трещины и непровары являются наиболее опасными дефектами сварных швов.

Трещины разделяют на горячие и холодные в зависимости от температуры их образования. Наличие полужидких прослоек между кристаллами наплавленного металла шва в конце его затвердения и действие в нем растягивающих усадочных напряжений вызывают появление трещин. Повышенное содержание в металле шва углерода, кремния, водорода и никеля также способствует образованию горячих трещин. Они обычно расположены внутри шва и их трудно выявить. Холодные трещины выходят на поверхность шва и хорошо заметны.

Примерное положение о нормах объема контроля и оценке качества сварных соединений металлоконструкций

Оценка качества сварных соединений производится по результатам:
1. Внешнего осмотра и обмера сварных соединений и металла.
2. Контроля качества сварных соединений и металла методом рентгенодефектоскопии.
3. Механических испытаний металла и сварных соединений.

Внешний осмотр и обмер металла и сварных соединений металлоконструкций

Контроль качества сварных швов и металла внешним осмотром и обмером служит для:
а) выявления невооруженным глазом или с помощью лупы всех видимых пороков;
б) определение отступлений в размерах сварных швов от требований рабочих чертежей и допусков, приведенных ниже.

Перед контролем сварное соединение и металл вблизи шва должны быть очищены от окалины, шлака и других загрязнений, затрудняющих осмотр.

Измерение размеров шва производится специальными шаблонами. Допускается применение шаблонов любой конструкции, обеспечивающих необходимую точность измерения и удобство в обращении.

Внешнему осмотру подлежат все без исключения сварные соединения. По внешнему виду сварные швы должны удовлетворять следующим требованиям:
— иметь гладкую или мелкочешуйчатую поверхность (без наплывов, прожогов, сужений и перерывов) и плавный переход к основному металлу;
— наплавленный металл должен быть плотным по всей длине шва, не иметь трещин, скоплений и цепочек поверхностных пор (отдельно расположенные поверхностные поры допускаются);
— подрезы основного металла допускаются глубиной не более 0,5 мм при толщине стали до 10 мм и не более 1 мм при толщине стали свыше 10 мМ; все кратеры должны быть заварены; не допускаются трещины всех видов и направлений. Участок шва с трещиной должен быть засверлен по границам трещины, после чего удален с вырубкой или выплавкой с помощью специального резака, вновь заварен и повторно проверен;
— видимые непровары в корне шва, в соединениях без подкладок, доступные сварке только с одной стороны, глубиной до 15°4 толщины металла, если она не превышает 20 мм и не свыше 3 мм при толщине не более 20 мм;
— допускаемые отклонения по величине катета: + 1 мм с величиной катета до 8 мм и +2 мм с величиной катета более 8 мм;
— все остатки проволоки от полуавтоматической сварки, а также шлак и флюс должны быть удалены.

Дефекты в сварных швах должны устраняться следующим образом: перерывы швов и кратеры завариваются; швы с трещинами, а также с непроварами и другими дефектами, превышающими допустимые, удаляются на длину Дефектного места плюс по 10 мм с каждой стороны и завариваются вновь; подрезы основного металла, превышающие допустимые, зачищаются и завариваются с последующей зачисткой, обеспечивающей плавный переход от наплавленного металла к основному.

Исправленные дефектные швы или части их должны быть вновь освидетельствованы.

Исправление одного и того же дефектного места сварки разрешается производить не более двух раз. Сварные соединения допускаются к сварке только после проверки качества их сборки.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум