Электрический привод и передачи

Категория:
Шлифовальные станки


Электрический привод и передачи

Электрический, привод в шлифовальных станках применяют для получения вращательного движения как шлифовального круга, так и обрабатываемой детали. Электрический привод состоит из электродвигателя, аппаратуры управления и передач, связывающих электродвигатель с рабочими органами станка.

Преимуществами электрических приводов являются высокие скорости вращения, ступенчатое и бесступенчатое регулирование скорости, возможность автоматического и дистанционного управления. Работа электропривода не зависит от температуры окружающей среды.

В современных станках шлифовальный круг вращается или от отдельного электродвигателя через ременную передачу, или от электродвигателя, встроенного в шлифовальную бабку и соединенного со шпинделем шлифовального круга.

Привод детали осуществляется обычно от отдельного электродвигателя через ременную передачу.

Кроме основных шлифовальные станки имеют ряд вспомогательных приводов: насоса охлаждения смазки, гидропередачи, правки и т. д.

К преимуществам встроенного электродвигателя относятся компактность и простота конструкции, высокий к. п. д., передача на шпиндель только крутящего момента, простота обслуживания.

К недостаткам — передача от электродвигателя к станку, что ухудшает его точность. Для станков высокой точности применяют отдельные электродвигатели.

Рис. 1. Ременная передача:
а —прямая, б — перекрестная, в — клиновидными ремнями

Для кругов малых диаметров используют специальные двигатели, так называемые электрошпиндели.

Передачи. Для передачи движения от двигателя о органам станка, связанным с преобразованием скоростей, усилий, а иногда и характером движения, применяют специальные механизмы, называемые передачами. Наибольшее распространение получили механические передачи. По способу передачи движения от ведущего элемента к ведомому механические передачи подразделяются следующим образом: передачи трением с непосредственным касанием (фрикционные) или с гибкой связью (ременные), передачи зацеплением с непосредственным контактом (зубчатые и червячные) или с гибкой связью (цепные).

Фрикционная передача. Простейшие передачи этого вида состоят из двух дисков (ведущего и ведомого), которые настолько прижимаются своими рабочими поверхностями друг к другу, что полученная в результате этого сила трения должна быть равна величине передаваемого окружного усилия.

Фрикционные передачи применяются в вариаторах — механизмах для бесступенчатого регулирования чисел оборотов.

Ременная передача показана на рис. 1. Два шкива А и Б, установленные на двух параллельных валах, соединены между собой плоским ремнем. Вращение шкива А вызывает натяжение ремня, между ним и шкивами возникают силы трения, заставляющие шкив В вращаться в том же направлении. При этом шкив будет ведущим, а шкив, приводимый во вращение от шкива А, ведомым. Для плавности и эластичности передачи применяют бесшовные плоские ремни, изготовляемые из кожи, хлопчатобумажной пряжи и прорезиненной ткани. Когда необходимо вращение шкивов в противоположные стороны, используют перекрестную передачу. Кроме плоских применяют клиновидные ремни, изготовляемые из специальной прорезиненной ткани. Ремни трапецеидального сечения входят в такие же трапецеидальные канавки шкива по нескольку штук в ряд. Плоские ремни более устойчивы, поэтому их используют в точных станках. Клиновидные ремни позволяют передавать более высокие крутящие моменты.

Ременную передачу использую в шлифовальных станках для передачи вращения от электродвигателя к шпинделю шлифовального круга и детали.

Зубчато-ременная передача применяется при разделенном приводе станков, когда коробка скоростей выполнена отдельным узлом. Зубчатый ремень представляет собой бесконечную ленту с зубьями на внутренней поверхности. Он состоит из несущего слоя — стального каната, навитого по спирали, и эластичного связующего материала — резины или пластмассы. Для передачи небольших сил начинает применяться армирование нейлоновым кордом. Канат навивают на нейтральный слой ремня с равным шагом и одинаковой силой. Канат располагают в слое резины или пластмассы, предохраняющей его от масла, коррозии и исключающей непосредственный контакт с зубьями шкива. Зубья ремня изготовляются из резины средней твердости (80—90 единиц по Шору).

Зубчатая передача осуществляет передачу вращения от одного вала к другому с помощью прямозубых зубчатых колес наружного и внутреннего зацепления, косозубыми колесами, а также шевронными. Для передачи вращения между валами с пересекающимися осями применяют конические колеса с прямыми или спиральными зубьями, а также однозаходные или многозаходные червячные передачи.

Для преобразования вращательного движения в прямолинейное применяют реечные передачи. При передвижении зубчатого колеса по неподвижной рейке по часовой стрелке ось колеса будет перемещаться влево по стрелке. Если же зубчатое колесо только вращать по часовой стрелке, не передвигая по рейке, то рейка будет перемещаться вправо по стрелке. Кроме реечной передачи применяют винтовую с гайкой скольжения или гайкой качения. В этом случае винту сообщается вращательное движение, а гайка, навернутая на винт, удерживается от вращения стопором и перемещается вдоль винта. Гайки скольжения выполняются неразъемными или разъемными. Это облегчает регулировку зазора в резьбе и устраняет мертвый ход.

Рис. 2. Схема передачи зубчатым ремнем

Рис. 3. Типы зубчатых передач: наружное зацепление:
а — прямозубыми колесами, б — косозубыми колесами, в — шевронными колесами, г — внутреннее зацепление, д — передача с пересекающимися осями, е — червячная передача

Рис. 4. Реечная и винтовая передачи:
а — реечная передача, б — винтовая передача с гайкой скольжения, в — винтовая передача с гайкой качения

Чтобы предотвратить скольжение в резьбе, ведущее к износу, винтовые пары с гайкой скольжения заменяют винтовыми парами качения. Скольжение заменяют качением, применяя тела качения (шарики и ролики), которые укрепляют в резьбе между винтами и гайкой. Для повышения точности в винтовых парах создают предварительный натяг осевым смещением или взаимным поворотом полугаек.

Применение того или иного вида механической передачи определяется передаточным отношением, окружной скоростью и передаваемой мощностью.

Требуемое передаточное отношение может быть обеспечено одной или несколькими ступенями передачи.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум