Контурная резьба

Категория:
Мозаика и резьба по дереву


Контурная резьба

В композициях контурной резьбы используют разнообразные линии: прямые, ломаные, извилистые.

Орнамент, выполненный техникой контурной резьбы, выглядит как линейный рисунок, линии его резки, жестки, игры светотени мало. Однако, несмотря на простоту рисунка и отсутствие рельефа, техника контурной резьбы требует большого внимания, свободного владения инструментом.

Рисунок орнамента наносят на поверхность древесины карандашом от руки или переводят с оригинала через копировальную бумагу. Предварительно линии контура рисунка необходимо подробно проработать на бумаге в шаблоне. Правильно построенная и красиво нанесенная линия во многом определяет художественную ценность орнаментального украшения.

Рисунок можно наносить как на чистую, не отделанную поверхность, так и на отделанную. Часто поверхность сначала окрашивают в темный цвет и даже полируют, а потом по ней вырезают рисунок.

Упражнения в контурной резьбе следует выполнять сначала на древесине липы, затем березы. Заготовку закрепляют на верстаке неподвижно и поворачивают на 180° только в крайних случаях. Упражнения выполняют стоя.

Работать следует двумя руками. Правая рука держит стамеску или косячок за черенок, а пальцы левой руки придерживают инструмент ниже черенка недалеко от лезвия.

В контурной резьбе линии постоянно изгибаются в разных направлениях и с разной кривизной. Во время резьбы таких линий инструмент и руки резчика постоянно меняют свое положение. Если держать режущий инструмент двумя руками, это позволяет работать более уверенно и быстро, а также предохраняет левую руку резчика от возможных ранений срывающейся стамеской.

Резьба линий косячком. Заготовку с рисунком закрепляют на верстаке параллельно его краю.

Рис. 1. Рисунок для контурной резьбы:
а — выполняемой косячком, б — выполняемой полукруглыми стамесками; 1—5 — стрелки, показывающие порядок выполнения резьбы

Первую розетку вырезают с помощью косячка. Линии, расположенные поперек волокон древесины, режут носком косячка движением к себе с наклоном косячка вправо и влево, как при резьбе линий поперек волокон в геометрической резьбе. В данном случае не делают предварительный вертикальный надрез по средней линии контура. Рука дожна уже привыкнуть резать грани канавок под определенным углом и на нужную глубину. Глубина реза неодинакова: у края розетки она максимальная, у центра сходит на нет. Концы лучей подрезают носком косячка с небольшим наклоном.

Линии, расположенные вдоль волокон, режут движением к центру розетки с наклоном косячка к себе и от себя.

В последнюю очередь прорезают контур окружности. Сначала режут внешнюю грань, затем внутреннюю. При этом одним движением прорезают половину окружности в направлении, указанном стрелками. Здесь на некоторых участках придется резать не по слою древесины, однако не следует менять направление: резание должно быть непрерывным и плавным. Кончик косячка как бы рисует кривую линию.

Резьба линий полукруглыми стамесками. Для резьбы применяют полукруглые стамески: крутую, среднюю и отлогую.

Сначала крутой стамеской надрезают лепесток, как показано стрелкой. Уголок стамески ставят в начало линии и, вращая ее, совмещают лезвие стамески с кривой. Нажимая на стамеску, наклоняют ее к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской в направлении, показанном стрелкой, и заканчивают надрез отлогой стамеской, как показано стрелкой. Так надрезают все лепестки розетки.

Для подрезки контура (срезания второй грани) применяют более отлогие стамески. Все лепестки подряд подрезают сначала средней стамеской (стрелки 4), а затем отлогой (стрелки 5).

Освоив основные приемы выполнения контурной резьбы, можно приступать к резьбе орнаментов по собственной композиции.

Выполнение орнамента начинают с окрашивания плоскости заготовки в темный цвет и нанесения рисунка.

Поверхность окрашивают обычно в темно-коричневые или красновато-ко-ричневые тона. Для этого используют водорастворимые красители для дерева, например темно-коричневый № 15, красновато-коричневые № 2, 3, 4 в виде 2—3%-ных растворов. Предварительно удаляют ворс древесины. После высыхания окрашенную поверхность слегка шлифуют и покрывают нитроцел-люлозным лаком или восковым составом. Затем наносят рисунок.

Рисунок предварительно переводят на кальку. Кальку с рисунком закрепляют на поверхности заготовки и острым твердым карандашом передавливают рисунок на древесину. Полученный контур обводят цветным карандашом, заметным на темном фоне, или процарапывают шилом.

Орнамент режут косячком. Резать кривые линии нужно плавно, не отрываясь, сначала с внешней, затем с внутренней стороны. При увеличении кривизны линии пятку косячка приподнимают над материалом.

Хотя контурная резьба ограничивается выполнением разнообразных линий, она может быть выразительной, если правильно выявлены формы орнамента путем изменения глубины и ширины прорезаемых линий.

Наиболее крупные формы подчеркивают более резкими линиями (глубокими и широкими). Линия не должна быть везде одинаковой, она должна выявлять объем формы.

Следует различать верхние и нижние линии в орнаменте. Как правило, прежде всего вырезают верхние линии, чтобы их грани были непрерывными, а затем нижние. Если линия идет по фону, ее режут более глубоко, если она переходит на другую форму орнамента — слабее.

При выполнении контурной резьбы срезы должны быть чкотыми, а края фона неповрежденными. Естественный цвет древесины должен контрастировать с окрашенным фоном.

Рис. 2. Орнамент, выполненный в технике контурной резьбы

Иногда контурную резьбу раскрашивают красками, например акварельными. Для этого на заготовке намечают контур, элементы его раскрашивают, а затем выполняют резьбу.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум