Ремонт шкивов и ременных передач

Категория:
Ремонт промышленного оборудования


Ремонт шкивов и ременных передач

У шкивов для плоских ремней вследствие проскальзывания ремня изнашивается обод, из-за чего ухудшается сцепление между ремнем и шкивом. Наблюдаются также надлом обода, трещины на спицах, износ посадочного отверстия и шпоночного паза.

У шкивов клиноременных передач прежде всего изнашиваются поверхности канавок.

Этот износ иногда бывает настолько большим, что ремень опускается до дна канавки.

Происходит также излом буртиков, нарушается балансировка шкива.

К шкивам предъявляются следующие требования:
— поверхности, сопрягаемые с ремнями, должны быть обработаны по 5—6-му классам шероховатости;
— наружный диаметр шкива должен точно отвечать указанному размеру чертежом и обеспечивать требуемое передаточное отношение;
— не допускаются надлом и трещины;
— при наблюдении невооруженным глазом не должно замечаться биение шкива по наружному диаметру и по торцам.

Шкивы должны быть сбалансированы, т. е. уравновешены.

При износе у шкива отверстия ступицы растачивают и запрессовывают втулку, которую надежно стопорят. Затем отверстие растачивают, обеспечивая необходимую посадку на валу.

Посадку втулки в ступице можно осуществить при помощи клея. Для этого втулку пригоняют по расточенному отверстию, создавая зазор 0,05 мм на диаметр. Этот зазор необходим для получения оптимальной клеевой пленки толщиной 0,02—0,025 мм.

Когда размеры шкива позволяют расточить отверстие под толстостенную втулку, имеющую шпоночный паз, то ремонт осуществляют так: растачивают отверстие ступицы, долбят шпоночный паз и изготавливают переходную втулку со шпоночными пазами на наружном и внутреннем диаметрах. Затем втулку со шпонкой прессуют в ступицу шкива и стопорят. После этого шкив пригоден для эксплуатации.

Если размеры ступицы шкива не позволяют установить толстостенную втулку с продолбленным пазом, тогда отверстие в шкиве растачивают на глубину несколько большую глубины шпоночного паза и устанавливают на клее тонкостенную втулку с фланцем, которую закрепляют на шкиве винтами.

Рис. 1. Шкивы ременных передач:
а — для плоских ремней, б — для клиновидных ремней; 1 — обод, 2 — спица, 3 — шпоночный паз, 4 — посадочное отверстие, 5— стенки, 6 — ремень, 7— буртик, 8 — дно канавки

У шкива под клиновидные ремни поверхность обода и стенок канавок обтачивают до устранения износа, а дно канавок углубляют, при этом все канавки шкива должны быть одинаковыми по профилю и размеру, которые проверяют шаблоном.

Изломы и трещины устраняют заваркой после соответствующей слесарной подготовки мест под заварку. Перед заваркой шкив равномерно нагревают по всему диаметру, иначе на завариваемом участке появятся в металле внутренние напряжения, что вызовет образование трещин в других местах. По окончании заварки шкив погружают в нагретый песок для медленного охлаждения.

Если у ремонтируемого шкива обтачивается поверхность, сопрягаемая с ремнем, допускается немного уменьшить диаметр шкива при условии, что частота вращения изменится. Частота вращения ведомого шкива снижается, когда уменьшается диаметр ведущего шкива, и увеличивается при уменьшении диаметра ведомого шкива. Для сохранения передаточного отношения между шкивами допускается обточить до соответствующего диаметра и второй шкив, не нуждающийся в ремонте.

При ремонте шкивов допускается изменение частоты вращения ременной передачи (повышение или понижение) не более 5% номинальной. При больших отклонениях изготавливают новые шкивы.

Для более устойчивого положения плоского ремня посередине шкива делают выпуклость. При вращении плоский ремень стремится занять наиболее высокое положение и центрируется по шкиву.

Правильная установка шкивов — условие нормальной работы ременной передачи; от нее зависит размещение ремня посередине ободов.

Рис. 2. Проверка установки шкивов:
а — линейкой, б, в — шнуром

При опробовании ременной передачи ремень может оказаться на краю обода шкива, может даже свалиться со шкива. Возможные причины: оси шкивов расположены непараллельно; не совмещены торны шкивов, несмотря на одинаковую ширину ободов; велико биение шкивов; ремень слабо натянут; ремень слабо сшит.

Недостатки в работе ременной передачи устраняют соответствующей регулировкой. Чтобы довести до нормы чрезмерное биение шкива, плотно посаженного на вал, шкив снимают с вала и подвергают токарной обработке.

Шкивы клиноременной передачи устанавливают и выверяют так же, как и шкивы плоских передач Перекос более 1° у шкивов под кли новидные ремни ведет к усиленно му одностороннему износу ремней а также канавок шкивов.

Для передач с несколькими ремнями (на одном шкиве) необходимо тщательно подбирать комплекты ремней по длине. Это можно выполнить непосредственно на собранной передаче приспособлением, определяя длину по разности стрел прогиба. Отклонение длины ремней в одном комплекте не должно превышать допуска, указанного в ГОСТ 1284—68. Разная длина ремней в комплекте даже в пределах 1—2 мм не обеспечивает равномерной нагрузки на каждый ремень, что вызывает быстрый износ перегруженных ремней и канавок шкивов, частую замену комплекта ремней и ремонт шкивов.

Натяжение клиновидных ремней должно быть умеренным. Когда ремни сильно натянуты, возрастают нагрузка на оси и упругая деформация валов, в результате чего ускоряется износ подшипников, поломка валов в результате усталостного износа и более интенсивно растягиваются ремни. Слабо натянутые ремни проскальзывают по канавкам шкивов, сильно нагреваются, в результате быстрее изнашиваются и поверхности канавок, и. ремни.

Натяжение ремней регулируют специальными устройствами, как правило, имеющимися в ременных передачах, а контролируют натяжение приспособлением, показанным на рис. 4. Для контроля натяжения ремней отводят установочное кольцо в исходное положение — до упора в планку 1. Затем приспособление прикладывают бортиками к ветви ремня, располагая примерно посередине длины между осями валов. Нагружают ветвь посредством колпачка с защитной насадкой, пружины и стержня.

Рис. 3. Регулировка иатяжеиия ремней при установке электродвигателей:
а — на салазках, б — на шарнирной плите; 1 — электродвигатель, 2 — винты для регулировки, 3— салазки, 4 — вит на шарнире, 5 — гайки для регулировки, 6 — ось плиты

При нагружении следят, чтобы торец колпачка совмещался с определенным значением (кгс) на шкале. При этом стержень, перемешаясь в отверстии планки, образует стрелу прогиба ветви ремня, по которой судят о состоянии натяжения. Высоту стрелы прогиба определяют в мм по показанию на шкале, на котором остановилось кольцо при нагружении ветви.

Если стрела прогиба менее нормы, натяжение Р ослабляют и, наоборот, при большей стреле натяжение увеличивают.

Рис. 4. Приспособление для контроля натяжения ремней

Этим приспособлением проверяют натяжение ремней разных типов и размеров, применяемых в ременных передачах оборудования.

При контроле натяжений пользуются величинами, приведенными ниже.

При отсутствии таблицы проверяют приспособлением нормально работающую передачу, результаты которой используются на контролируемом приводе.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум