Съемники для разборки двигателей тракторов и автомобилей

Категория:
Нестандартный инструмент


Съемники для разборки двигателей тракторов и автомобилей

Первый вариант. Съемник состоит из двух захватов (рис. 1, а), жестко соединенных с направляющими трубами, силового винтаи рукоятки.

Размеры съемника, изображенного на рисунке, предназначены для головки двигателя Д-40. Для двигателей, У которых головки имеют иные размеры, также должны

быть изменены и размеры съемника, а сама конструкция остается без изменений.

Второй вариант, т.е. съемник для головки, не имеющей клапанов, представляет собой стержень с рукояткой. К нижней части стержня приварен корпус от запальной свечи. Пользование съемником показано на рисунке 1, б.

Рис. 1. Съемники головок блока: а — для головок с клапанами; б — для головок без клапанов; 1 — захваты; 2 — силовой винт; 3 — рукоятки

Съемник поддона картера. «Присохшие» прокладки поддона картера часто затрудняют его снятие с блок-картера.

Оторвать картер, не повредив соприкасающиеся поверхности, можно, применив съемник, состоящий из захватов с штифтами, клина и силового винта.

Если вставить штифты в отверстия фланцев поддона и блок-картера и вращать винт, то клин плавно войдет между фланцами и разведет их, не повредив рабочие поверхности.

Съемники шкивов коленчатого вала могут иметь различную конструкцию. Ниже рассмотрены некоторые из них.

Первый вариант. Съемник состоит из двух захватов, сделанных в виде полуколец, двух тяг, шарнирно соединенных с корпусом, а также силового винта. В головку силового винта вставлен вороток.

Чтобы снять шкив, нужно ввести захваты в ручей шкива и соединить полукольца двумя пластинами. После этого, завинчивая силовой винт, который упрется в торец коленчатого вала, свободный от храповика, спрессовать шкив с коленчатого вала. Размеры съемника даны для шкивов с внутренним диаметром ручья 100 мм.

Второй вариант. В тех случаях, когда в шкивах имеются отверстия с резьбой, предназначенные для съемников, могут быть применены съемники более простой конструкции, состоящие из корпуса с гайкой и силового винта с воротком. На корпусе приварены дистанционные втулки.

Для снятия шкива съемник следует укрепить на нем четырьмя болтами с резьбой М 8 и длиной 48 мм. Размеры данного съемника даны для двигателей Д-40 и Д-54. Для других двигателей размеры следует изменить.

Съемники поршневых пальцев. Применение таких приспособлений исключает образование овальности поршня после запрессовки пальца.

Размеры съемника, показанного на рисунке 4, следующие: D-диаметр поршня; L=2D; d=d0+1,5 мм;

Рис. 2. Съемник поддона картера: 1 — захват; 2 — штифты; 3 — клин; 4 — силовой винт

Рис. 3. Съемники шкивов коленчатого вала: а и б — варианты; 1 — вороток; 2 — силовой винт; 3 — корпус; 4 — тяга; 5 — захват; 6 — пластины; 7 — дистанционные втулки

Съемники гильз цилиндров могут быть нескольких вариантов.

Первый вариант. Съемник состоит из корпуса, в направляющие которого посажены три сектора с фрикционными накладками, винта, конусной гайки, упора и гайки.

Для выпрессовки нужно ввести съемник в гильзу и затянуть конусную гайку. При этом конусы разведут секторы и они плотно сцепятся с зеркалом гильзы. Затем на блок надо поставить упор и, навинчивая гайку, выпрессовать гильзу.

Рис. 4. Съемники поршневых пальцев: а — первый вариант; б — второй вариант; 1 — съемник; 2 — наставка.

При изготовлении съёмника можно взять детали от головки для шлифования цилиндров.

Второй вариант. Приспособление представляет собой два сектора, по боковым поверхностям которых укреплены фрикционные накладки, с расположенным между ними стальным конусом.

Чтобы выпрессовать гильзу, нужно переместить поршень в нижнюю мертвую точку. Затем поставить на него конус, заложить по бокам секторы и осадить их ударами молотка через наставку, чтобы они хорошо сцепились с гильзой.

После этого надо привести во вращение коленчатый вал, и поршень, двигаясь вверх, упрется в конус, а через него и секторы вытолкнет гильзу из блока.

Третий вариант. Приспособление состоит из двух секторов и винта, ввернутого в один из них. Боковые поверхности секторов также покрыты фрикционной накладкой.

Действует приспособление так же, как и предыдущее. Разница состоит только в способе крепления секторов, который заключается в вывертывании винта.

Рис. 5. Съемники гильз цилиндров двигателей: а — первый вариант; 6 — второй вариант: в - третий вариант; 1 — гайка; 2 — упор; 3 — конусная гайка; 4 — сектор; 5 — фрикционная накладка; 6 и 8 — винты; 7 — стальной конус

Рис. 6. Съемник втулок верхних головок шатуна: 1 — новая втулка; 2 — направляющая втулка; 3 — изношенная втулка; 4 — опорная втулка

Съемник втулок верхних головок шатунов. Чтобы заменить изношенную втулку, нужно надеть на направляющую втулку приспособления новую, подлежащую запрессовке втулку. Затем, установив опорную втулку, навинчивать гайку на стяжной болт. При этом новая втулка встанет на место изношенной, которую потом можно будет снять со втулки, разобрав приспособление.

Съемники распределительной шестерни могут быть выполнены в нескольких вариантах.

Первый вариант. Съемник, предназначенный для снятия шестерни коленчатого вала с двигателя автомобиля ЗИЛ, состоит из траверсы, двух захватов, силового винта, упорного подшипника и стяжного хомута с винтами М10X1,5.

Чтобы снять шестерню, нужно предварительно из торца коленчатого вала вывернуть храповик, снять шкив, сальник, маслоотражатель и переднюю крышку блока. После этого надо ввернуть на место храповика силовой винт, надеть на него траверсу и ввести в зацепление с шестерней захваты с выступами по форме зубьев этой шестерни. Затем следует надвинуть на захваты стяжной хомут и винтами прижать их к шестерне.

Если теперь начать вывинчивать силовой винт из коленчатого вала, то он через упорный подшипник, траверсу и захваты будет стягивать шестерню с шейки вала.

Второй вариант. При помощи этого съемника можно не только спрессовывать, но и напрессовывать шестерни коленчатого вала.

Рис. 7. Съемник шестерни коленчатого вала: 1- захват; 2 — винт; 3 — стяжной хомут; 4 — силовой винт; 5 — упорный подшипник; 6 — траверса

Рис. 8. Съемник шестерни коленчатого вала: 1- гайка; 2 — силовой винт; 3 — ручки; 4 — цилиндр; 5 — упорный подшипник; 6 — шестерня; 7 — переходная втулка; 8 — хомут; 9 — коленчатый вал

Захват приспособления представляет собой полый цилиндр с пазом на одном конце, в который входит снимаемая шестерня. С другого конца в цилиндр вставлена гайка с ручками и упорным шариковым подшипником.

Силовой винт закреплен в крестовине, концы которой выходят в боковые пазы, прорезанные в цилиндре. На концах крестовины шарнирно закреплен П-образный хомут.

Чтобы напрессовать шестерню, нужно на конец коленчатого вала поставить переходную втулку с шестерней. Затем приспособление с приподнятым хомутом надо установить так, чтобы шестерня оказалась в захвате (цилиндре).

После этого следует опустить хомут (он должен охватить щеку коленчатого вала), и если вращать гайку по часовой стрелке, то осевое усилие будет передаваться через упорный подшипник на захват и через него — на шестерню.

Спрессовать шестерню можно аналогично, только гайку нужно вращать против часовой стрелки. При этом силовой винт, упираясь в торец коленчатого вала, будет стягивать с него шестерню.

Съемники подшипников, установленных в торцах коленчатых валов, могут быть винтовыми или ударными.

Винтовой съемник с цанговым захватом состоит из корпуса, пустотелого конуса с рукояткой, упорного подшипника (№ 8206), прижимной шайбы, закрепленной в корпусе тремя винтами, силового винта с воротком и гайки.

Чтобы выпрессовать подшипник этим съемником, нужно вывернуть винт и гайку, поставить корпус съемника на фланец коленчатого вала так, чтобы цанговый захват вошел во внутреннее кольцо подшипника, и ввернуть винт до упора. При этом цанга разомкнётся и плотно соединится с подшипником. Затем, завинчивая гайку, надо выпрессовать подшипник из торца коленчатого вала.

Рис. 9. Съемники гадшипников из торцов коленчатых валов; а — первый вариант; б — второй вариант; в - третий вариант; 1 — винт; 2 — корпус; 3 — конус; 4 — упорный подшипник; 5 — прижимная шайба; 6 — гайка; 7 — упорный винт; 8 — рукоятка; 9 — вороток; 10 — стержень; 11 — груз; 12 — захват

Винтовой съемник с лапчатыми захватами, показанный на рисунке 9, б, состоит из корпуса, силового винта, гайки с воротком и лапчатых захватов, соединенных тягами с винтом.

Для того чтобы винт не вращался в корпусе, в нем сделан продольный паз, а в корпусе установлена шпонка на винте.

Чтобы этим съемником выпрессовать подшипник, нужно, вращая гайку, отпустить винт, ввести захваты во внутреннее кольцо подшипника и, навинчивая гайку, выпрессовать подшипник.

Ударный съемник с лапчатыми захватами показан на рисунке 9, в. Чтобы выпрессовать этим съемником подшипник, нужно ввести внутрь его захваты и, удерживая съемник за рукоятку, резкими ударами подвижного груза, посаженного на стержень, удалить подшипник.

Съемники наружных колец подшипников, установленных в торцах коленчатых валов, тоже могут быть нескольких видов. Рассмотрим некоторые из них.

Винтовой съемник с цанговым захватом, показанный на рисунке 10, состоит из цанговой втулки, скобы, гаек и винта с конусом на конце.

Для выпрессовки кольца, нужно ввести цанговую втулку в кольцо и установить ее буртом против канавки. Затем, навинчивая гайку, следует разжать цангу до упора ее буртов в канавку. После этого надо надеть на винт скобу и, навинчивая гайку, выпрессовать подшипник.

Размеры, данные на рисунке 10, соответствуют съемнику, предназначенному для снятия подшипников № 60206.

Винтовой съемник со штыревыми захватами состоит из корпуса, внутри которого ввинчен винт, имеющий в нижней своей части гладкую цилиндрическую поверхность, а на конце конус. В нижней части корпуса сделано четыре сквозных отверстия, в которые вставлены штыри с головками.

Для удаления кольца этим съемником нужно вывернуть винт настолько, чтобы штыри смогли углубиться внутрь корпуса, а затем постепенно его ввинчивать. При этом вначале под действием конуса штыри выйдут наружу и войдут внутрь кольца, а затем конец винта упрется в тело коленчатого вала и произойдет выпрессовка кольца.

Съемники крышек коренных подшипников отличаются устройством захватов, Рассмотрим два варианта съемников этого вида.

Рис. 10. Съемник наружных колец подшипников из торца коленчатого вала: 1 — цанговая втулка; 2 — скоба; 3 и 5 — гайки; 4 — винт с конусом

Первый вариант. Съемник состоит из захвата, рычага и стойки. Чтобы снять этим съемником крышку, нужно надеть захват сверху на прилив крышки и закрепить его винтом.

После этого, оперен съемник стойкой о бурт блока, надо нажать на конец рычага и крышка подшипника при этом легко снимется.

Второй вариант. Съемник, показанный на рисунке 11, б, по своей конструкции и способу пользования аналогичен первому. Отличие состоит лишь в устройстве захвата, который представляет собой как бы клещи, губки которых соединены осью, а концы кольцами связаны с планкой, приваренной к рычагу.

Съемник направляющих втулок клапанов механизма газораспределения состоит из силового винта с гайками по концам и корпуса.

Для выпрессовки втулки нужно пропустить через нее силовой винт и завернуть гайку, затем поставить на место корпус, упорный подшипник, опорную шайбу и, завертывая гайку, удалить втулку.

Съемники седел клапанных гнезд могут быть двух видов: для случаев, когда седла выступают из блока и когда не выступают.

Рис. 11. Съемники крышек коренных подшипников: а — первый вариант; б — второй вариант; 1 — винт; 2 — стойка; 3 — захват; 4 — рычаг

Первый вариант. Если седла выступают из блока (головки) не менее чем на 0,5 мм, применяется съемник, который состоит из корпуса, силовой гайки, опорной шайбы, винта, специальной гайки, стяжной пружины, разжимного конуса и трех захватов.

Чтобы выпрессовать седло, нужно вставить в него захваты и, удерживая гайку, ввернуть в нее конус на столько, чтобы он раздвинул захваты и они вошли в соединение с седлом.

Рис. 12. Съемник направляющих втулок клапанов механизма газораспределения: 1 — корпус; 2 — упорный подшипник; 3 — шайба; 4 и 6 — гайки; 5 — силовой винт

После этого, вращая гайку, надо выпрессовать седло.

Второй вариант. Если седла не выступают из блока (головки), то используется съемник, который состоит из болта, разжимных губок, обоймы, съемной шайбы, гайки и планки.

Выпрессовка идет в такой последовательности. Нужно отвернуть гайку и собрать на гнезде приспособление так, как это показано на рисунке 14, а. После этого необходимо затянуть гайку как можно сильнее, для того чтобы острые концы разжимных губок вошли в зацепление с седлом. Когда это будет сделано, гайку надо ослабить, снять шайбу, а на ее место поставить планку так, как это показано на рисунке 14, б, и, наконец, вращая гайку, можно выпрессовать седло.

Рис. 13. Съемник седел клапанных гнезд: 1 — корпус; 2 — гайка; 3 — опорная шайба; 4 — винт; 5 — гайка; 6 — пружина; 7 — конус; 8 захваты

Рис. 14. Съемник клапанных гнезд: а — установка съемника для зацепления кольца; б — выпрессовка кольца; 1 — болт; 2 — разжимные губки; 3 — обойма; 4 — съемная шайба; 5 — гайка; 6 — планка

Съемники стаканов форсунок двигателей. Для примера рассмотрим съемники, которые можно использовать при выпрессовке стаканов форсунок двигателей тракторов типа мтз.

Первый вариант. Съемник состоит из цангового захвата и корпуса с опорами.

Чтобы выпрессовать стакан из головки блока, нужно вставить в него цанговый захват и, удерживая силовой винт за квадратный конец ключом, другим ключом затянуть гайку. При этом нижняя конусная часть силового винта раздвинет цангу и она своими буртиками упрется в стакан. Затем, надев на шпильки крепления форсунок опоры, следует вращать гайку до выпрессовки стакана.

Второй вариант. Основная часть этого съемника — стержень, на одном конце которого поставлена рукоятка, а на втором — болт, закрепленные контргайками. На стержне свободно посажен груз.

Чтобы этим съемником удалить стакан, нужно заткнуть ветошью отверстие в дне стакана, чтобы внутрь головки не попала стружка, ввернуть болт в стакан (этот болт будет нарезать резьбу на стенках стакана) и, ударяя грузом об рукоятку, выпрессовать стакан.

Третий вариант. Съемник отличается от предыдущего конструкцией захвата. Захват представляет собой резиновую втулку, надетую на болт. По краям втулки установлены шайбы, а на болт навинчена гайка.

Чтобы закрепить съемник на стакане, нужно при ослабленной гайке вставить резиновую втулку в стакан и затянуть гайку, расширившаяся при этом резиновая втулка плотно охватит стакан и будет способствовать выпрессовке.

Съемник форсунок двигателей А-01 и А-41. В тех случаях, когда вынуть форсунку из гнезда головки руками не удается, можно воспользоваться съемником, показанным на рисунке 15, г.

Съемник состоит из скобы и болта с гайкой. После того как будет снят колпак головки цилиндров и отъединены от форсунки все трубки, нужно поставить скобу так, как это показано на рисунке, ввернуть болт в отверстие колпака форсунки и, вращая гайку, выпрессовать форсунку.

Рис. 15. Съемники стаканов форсунок двигателей тракторов «Беларусь»: а — первый вариант: 1 — опоры; 2 — силовой винт; 3 — гайка; 4 — корпус; 5 — гайка; 6 — захват; б — второй вариант; 1 — рукоятка; 2-груз; 3- стержень; 4 — болт; 5- ветошь; в - третий вариант: 1 — шайба; 2 — резиновая втулка; 3 — болт; 4 — гайка; г — съемник форсунок двигателей А-01 и А-41; 1 — болт; 2 — гайка; 3 — скоба

Съемники клапанных пружин могут быть выполнены в нескольких вариантах.

Первый вариант. Съемник, показанный на рисунке 16, а, отличается простотой и удобством в работе. Он предназначен для снятия пружин клапанов, установленных в головках двигателей.

Второй вариант. Эксцентриковый съемник предназначен для той же цели. При изменении размеров скобы (рис. 16, б) до необходимых размеров он с успехом может быть использован для снятия пружин клапанов, установленных в блоке двигателя. Размеры съемника, показанные на рисунке, даны применительно к двигателю автомобиля «Москвич».

Чтобы снять этим съемником пружину, нужно поставить его штоком на тарелку клапана. При этом скоба своим зацепом с прорезью расположится под пружиной. При повороте эксцентрикового рычага вниз скоба сожмет пружину и освободит сухарики.

“Третий вариант. Винтовой съемник, предназначен для снятия пружин клапанов с двигателей, имеющих воздушное охлаждение. Особенность съемника заключается в конструкции упора, скобы и силового винта, позволяющих снимать пружины сразу у двух клапанов. Размеры, приведенные на рисунке, даны для съемника, предназначенного для работы с двигателями ЗАЗ-966 и 3 A3-968.

Четвертый вариант. Рычажный съемник состоит из рычага и скобы, шарнирно закрепленной на нем, и имеет на конце захват.

Чтобы снять пружину этим съемником, нужно поставить конец рычага на тарелку клапана, а захват скобы зацепить за пружину. Повернув после этого рычаг вверх, надо сжать пружину и вынуть освободившиеся сухарики.

Пятый вариант. Винтовой съемник предназначен для замены пружин клапанов, установленных в головках двигателя, без снятия этих головок с блока.

Съемник состоит из корпуса, силового винта, прижима и скобы.

Чтобы заменить пружину, нужно закрепить корпус 6 на шпильке головки блока, расположив прижим против пружины. Затем следует ввести скобу в свечное отверстие так, чтобы ее конец вошел в соприкосновение с тарелкой клапана, а второй конец надеть на шпильку с закрепленным корпусом. После этого, вращая винт, надо сжать пружину, вынуть сухарики и, вывернув винт, снять пружину. Новую пружину ставят в последовательности, обратной рассмотренной.

Шестой вариант. Винтовой съемник предназначен для замены пружин клапанов, установленных в блоках цилиндров.

Съемник состоит из скобы (рис. 16, е), упорного рычага и натяжного болта с гайкой.

Рис. 16. Съемники клапанных пружин

Съемник работает следующим образом. Чтобы снять пружину, нужно опереться скобой на тарелку клапанной пружины, а рычагом — на блок и вращать гайку. При этом усилие передается на скобу и дальше через соединительные планки на упорный рычаг. В результате клапанная пружина сжимается, освобождая сухарики клапана.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум