Cтатуарное литье

Категория:
Искусство литья


Cтатуарное литье

Восточная скульптура

Самое древнее применение литья фигур по восковым моделям мы встречаем в Хараппе. Уже тогда, т. е. около 5000 лет назад, искусство литья достигло высокой степени технического совершенства, о чем свидетельствуют археологические находки бронзовых отливок. Недавно в районе Бомбея обнаружены выполненные с большим мастерством древние бронзовые фигуры (слон, носорог, буйвол и др.), относящиеся к XVIII—XVII вв. до н. э. В более позднее время художественное литье приходит в упадок, ведущим видом индийского искусства становится каменная скульптура. Это было связано с особенностями храмового зодчества. В ранний период буддизма в Индии распространяются два типа культовых сооружений — пещерные храмы и каменные ступы. Труд строителей, высекающих из камня залы, колонны, внутреннее убранство, ближе к труду скульпторов, чем архитекторов. Барельефы и статуи не дополняют храм, а составляют вместе с ним единый архитектурный ансамбль.

В I—II вв. появляется бронзовая пластика, но только в период династии Гуптов (V—VI вв.) было вновь достигнуто большое мастерство в изготовлении фигур методом литья по выплавляемым моделям, о чем свидетельствует полая отливка будды из Султанганджи Бихар (высота 2270 мм, вес около 1 т), относящаяся к V в. Антропоморфное изображение будды в скульптуре взамен традиционных символов, связанных с его жизнью, стало применяться еще в I—II вв. (империя Канишки), а ко времени империи Гуптов уже сложилась строго каноническая рецептура образа обожествленного будды с тщательно разработанной символикой положения рук, ног и атрибутов. Буддийская скульптура в Индии как бы застывает в своем классическом совершенстве.

К эпохе Пала-Сена (X—XIII вв.) относится последний расцвет буддизма Индии. Техника отливки по восковым моделям достигает подлинной виртуозности. Особенно активизируются работы по бронзе в Южной Индии, где получает распространение метод сплошного, цельного литья. В этот период из бронзы изготавливаются главным образом личные переносные иконы (изображения богов), которые предназначались для храмовых и домашних алта* рей и могли совершать путешествия вместе со своими владельцами. В отличие от каменной храмовой скульптуры бронзовые статуи не связаны с каким-либо определенным интерьером и являются самостоятельными произведениями. Для индийской скульптуры эпохи средневековья характерны тенденции к условности и схематизации, приведшие к некоторой сухости и даже «трафаретности» отдельных ее образцов.

Это же относится и к индуистской скульптуре, которая начинает развиваться в конце периода Гуптов. Популярнейшим божеством индийского пантеона является Шива. Именно в этом образе особенно богато и полно выражены принципы эстетики Индии и приемы художественного творчества, своеобразие индийского искусства и высота его художественных качеств.

В феодальную эпоху образ Шивы получает нередко фантастическую трактовку — увеличивается количество ликов и рук, выражающих в символической форме космические принципы мироздания. Образ становится отвлеченным, далеким от реальных человеческих форм.

Начиная с X—XI вв. среди изображений Шивы основное место отводится Шиве Натарадже, т. е. Шиве-танцору — ведь именно в процессе танца Шива создает мир. Танцующий Шива — это символ движения, круговращения мира

Ранние изображения Натараджи, отлитые из бронзы, найдены на юге Индии и Цейлона и датируются X—XII вв., причем расцвет искусства литья падает на время создания ранних образцов. Традиция же литья статуэток танцующего Шивы продолжалась на известной высоте до XVII в. Именно бронзовые изображения Шивы Натараджи прославили южноиндийскую металлическую скульптуру. Статуэтки Шивы отливались из бронзы или специального сплава при помощи древнейшей техники — восковой модели, вытапливаемой из глиняной формы. Они отличаются высоким мастерством исполнения и являются вполне установившимися по типу, деталям и атрибутам уже с самых первых уцелевших до нашего времени памятников.

Рис. 1. Индийская скульптура. Шива Ната-раджа, XI в.

В бронзовых Натараджах периода династии Чола (X—XII вв.) проявляются все наиболее типичные черты поздней средневековой скульптуры Индии. Классическое искусство периода Гуптов сменяется подчеркнутой динамикой движения, поз, жестов, развитой символикой атрибутов. В образе Шивы сочетаются религия, философия, научные представления Индии и ее искусство.

На рис. 1 представлено изображение Шивы Натараджи XI в. С удивительным вдохновенным мастерством индийский скульптор придал изящество, красоту, гармоничность и жизненность даже этому наиболее символичному и строго канонизированному изображению верховного божества.

Хотя существовали разработанные правила изображения божеств и особенно строго придерживаться канона предписывалось изделиям из металла, однако техника литья по восковым моделям позволяла избежать серийности, и каждый раз мастер мог проявить свои творческие способности по-иному, мог создавать в границах канона подлинно художественные произведения. Но по мере усиления ортодоксии искусство все более сковывается канонами, произведения искусства превращаются в сумму шаблонных приемов, механическое ремесленничество. И поздние скульптуры Натараджи, сохранив порой тонкое мастерство и изящество исполнения, утрачивают глубину выражения внутренней сущности образа. С этого момента начинается упадок в искусстве ваяния.

Из Индии буддизм еще при Ашоке (III в. до н. э.) начинает распространяться в соседние страны. А оживление индуизма при Гуптах и вовсе способствовало перемещению центров буддизма на Цейлон, в Тибет, в Китай, откуда учение принца Гаутамы проникает в Маньчжурию, Корею и Японию. Вместе с учением, сутрами и монахами в эти страны приходит и разработанная до мелочей иконография буддизма, традиционные скульптурные изображения будды и его окружения. Однако на новой почве скульптура получила иное звучание, слившись с местными художественными традициями.

Изобразительное искусство Китая в первые века нашей эры находилось на достаточно высоком уровне развития, поэтому прямого копирования индийской буддийской скульптуры здесь никогда не было. Самобытность китайского искусства проявилась и в разнообразии применяемых материалов для статуй: глина, камень, дерево, лак, драгоценные и полудрагоценные камни, металл.

Ко времени распространения буддизма китайские литейщики в совершенстве владели способом литья по выплавляемым моделям для изготовления статуэток животных и людей, поэтому и литье буддийского пантеона божеств сразу же принимает широкие масштабы.

Китайские литые скульптурные изображения будд отличаются сложностью композиции, скрупулезностью в передаче деталей украшений и одежды, тщательностью обработки. На рис. 2, а представлен один из образцов бронзового божества — многоликий бодчсатва. Интересно отметить, что лицо индийского божества приобретает типично китайские черты. Несколько ликов и восемь рук символизируют вездесущность, всеобъемлемость будды или бодисатв. Наибольшее распространение в Китае получило изображение Будды-Шакьямуни, особенно для домашних алтарей. Это не загадочный или отрешенный от всего земного, стоящий надо всеми будда, а толстый веселый старик, вызывающий чисто человеческую симпатию и добрую улыбку. Часто он изображается с детьми, которые окружают его со всех сторон.

Рис. 2. Китайская скульптура: а — многоликий боди-сатва:

Кроме бронзы, для отливки буддийских статуй китайцы применяли и чугун. В музее искусства народов Востока экспонируется полая чугунная отливка XII в., изображающая божество Вэнь-шу на льве, а вернее сказать, на некоем мифическом существе «щицзы».

Для китайского стиля статуарного литья очень характерно изготовление больших отливок в виде животных, вполне реальных и мифических, устанавливаемых на каменных постаментах перед входом во дворцы и даже храмы. Особенно много таких фигур в бывшем императорском дворце Гугун и в летней резиденции Ихэюань. Здесь можно увидеть фантастических львов и единорогов, феникса и драконов, журавля, слона и черепаху с литыми замысловатыми узорами на теле.

В старину считали, что корова может усмирить силы, вызывающие наводнения, и часто приносили коров в жертву. Позднее установился обычай — «усмирять» реки бронзовыми изображениями коров, которые бросали в воду перед наводнением. Одна из таких коров стоит на берегу озера Куньминху с середины XVIII в. Изображение лежащей бронзовой коровы имеется также на берегу озера в парке Ихэюань.

Индийская и китайская культура, проникнув в Японию вместе с буддизмом в VI в., оказала огромное влияние на культуру Японии и, в частности, на ее искусство. По всей стране строятся буддийские храмы, приглашаются иноземные мастера для создания изображений будды.

Техника литья остается одинаковой на протяжении древних и средних веков. Наивысшего расцвета бронзовое статуарное литье достигает в период Нара (VII—VIII вв.). В начале этого периода Япония заимствовала из Китая художественный стиль, рожденный культурой эпохи Тан. К этому времени относится изготовление с великими трудностями шестнадцатиметровой бронзовой статуи сидящего будды Русяна для храма То-дайдзи. Раннетанский стиль свидетельствует о большом развитии скульптуры, в которой по сравнению со схематично-стилизованными формами VI в. наблюдается развитие реалистической манеры в передаче форм тела и одежды.

Рис. 3. Японская скульптура: а — бодисатва Каннон. Период Нара, VIII в.; 6 — сидящий будда

Конец периода Нара — время усвоения реалистических скульптурных форм периода Тан, время утверждения национального стиля в японской скульптуре. На рис. 18, а представлена прекрасная статуя бодисатвы Каннон, зарегистрированная как национальное сокровище Японии. Отливка выполнена по восковой модели. Высокая техника литья, пластично трактованное тело и тщательная передача складок тонких Одежд, а также детски-наивное полное лицо делают скульптуру бодисатвы характерным произведением того времени.

Об уровне литейного искусства периода Нара можно судить по бронзовому украшению храма Якусидзи, представляющему собой ажурную арку в виде символических языков небесного пламени и искусно вплетенных в орнамент фигурок небесных танцоров и музыкантов в развевающихся одеждах.

Начиная с X в. японское искусство развивается самостоятельно, вырабатывает свой собственный стиль. И будду, изображенного на рис. 3, б, нельзя спутать ни с индийскими, ни с китайскими отливками.

Рис. 4. Современная восточная скульптура: «На буйволе» (Китаи)

С конца периода Камакура (XIV в.) японская скульптура утрачивает художественное совершенство и развивается в направлении утонченности техники и увеличения разнообразия видов.

Современное восточное статуарное литье имеет два направления: культовая скульптура, включающая мелкую пластику для домашних алтарей и многочисленные низкого художественного качества копии древних образцов, и светская скульптура, отличающаяся разнообразием содержания, реализмом изображения, технической сложностью. Конечно, немало создается скульптур специально для иностранных туристов, в которых глубина содержания, художественный вкус подменяются нарочитой вычурностью, усложненностью. Но действительную эстетическую ценность имеют не эти экзотичные образцы, а те скульптуры, в которых отражена повседневная жизнь народа, судьбы людей, их беды и чаяния. Прекрасным примером может служить статуэтка «На буйволе». Может быть, с точки зрения технической сложности она и уступает отливке фантастического дракона или мифического персонажа, но зато какой жизненной убедительностью про никнуты жесты старика, его лицо, простая одежда, с каким реализмом и любовью передана фигура буйвола — первого помощника китайского крестьянина. И эта правдивость изображения вместе с высокой точностью отливки и тонкостью отделки характеризует лучшие произведения восточных ваятелей-литейщиков.

Память, отлитая в металле

В Европе, как уже указывалось, основы статуарного литья заложили древние греки и этруски. Начиная с эпохи Возрождения античные статуи стали классическими образцами, на которых учились и которым подражали многие поколения ваятелей. Широкое знакомство России с античным искусством происходит в царствование Петра I. Создаются частные кунсткамеры и коллекции. В связи с этим повысился спрос на статуи, в том числе и литые, как оригинальные, так и копии с греческих и римских. Для удовлетворения все возрастающего спроса выписывались зарубежные специалисты, русские мастера посылались для обучения за границу.

Изготовление литых статуй требовало особых весьма сложных приемов, поэтому в XVII в. в России статуарное литье превращается в самостоятельную область литейного производства.

Значительный вклад в развитие статуарного литья в России внес Ф. Шпекле. Ряд ценных произведений искусства из бронзы создал К. Растрелли, отец знаменитого архитектора. Заметный след в русском статуарном литье оставил выдающийся художник и скульптор Э. Фальконе. Одновременно с иностранными специалистами трудились и русские мастера. Незаурядные способности мастера литья и чеканки выявил А. Коломзин, работавший в период царствования Анны и Елизаветы. Другой талантливый мастер — А. Исаев сотрудничал с К. Растрелли в создании ряда произведений. При создании статуи «Императрица Анна с арапчонком» с К. Растрелли работали русские литейщики Ф. Матвеев, А. Селиванов и А. Хрептиков.

Со временем выдвигается плеяда талантливых русских скульпторов и литейщиков, создавших прекрасные творения. Это Гордеев, под наблюдением которого работал Э. Гастклу при литье статуи Венеры Калитечи, Прокофьев — автор статуи «Река Волхов», М. Козловский — создатель знаменитой статуи «Самсон», украденной фашистами из Петродворца; скульптор И. Мартос и литейщик В Екимов; знаменитый П. Клодт — автор литых коней на Аничковом мосту.

Кроме статуэток и скульптур, имеющих самостоятельное значение и установленных в садах, на лестницах, в залах, в кабинетах, статуарное литье включает в себя и изготовление скульптур, являющихся центральной частью памятников. В допетровской Руси в честь выдающихся событий — побед, чудесных исцелений и т. д.— воздвигались храмы, монастыри либо часовни. А с начала XVIII в. под влиянием «просвещенной Европы» получают распространение мемориальные сооружения в виде скульптурных памятников. Они очень быстро завоевали себе самую широкую популярность и именно в них лучшие художники-скульпторы смогли проявить и русский размах, и чувство прекрасного, и художественное чутье, и тонкий вкус.

Памятники делают из различных материалов, рассчитанных на длительную службу в условиях атмосферных воздействий. Материалами, сочетающими в себе высокую пластичность и прочность, достаточную стойкость против коррозии и эрозии, а также приятный цвет, являются бронза, чугун, сталь.

Литые памятники имеются почти в каждом городе, они украшают площади, скверы и парки. Некоторые из них настолько слились с архитектурным ансамблем городов и окружающим ландшафтом, что стали их неотделимой частью, их символическим выражением. Таким символом для Киева стал памятник Богдану Хмельницкому (скульптор М. МиКешин, 1888 г.). Новгород трудно представить себе без памятника 1000-летию России (скульптор М. Микешин, 1862 г.). Недаром после освобождения города на ротных и взводных собраниях солдаты принимали резолюции о немедленном восстановлении памятника. И сейчас на Кремлевской площади, как бронзовый гимн творцу истории — народу, возвышается монумент. С Одессой неразрывно связан памятник дюку Ришелье (скульптор И. Мартос). Будучи в Архангельске, нельзя не побывать у памятника Ломоносову (работа И. Мар-тоса).

Особенно богат памятниками Ленинград — северная столица России. Конечно, прежде всего воздвигались памятники царям, иногда в ущерб ансамблю окружающих зданий. Так, в 1873 г. перед зданием Александрийского театра был открыт памятник Екатерине II, созданный по проекту М. Микешина скульпторами М. Чижовым и А. Опекушиным. Импозантный монумент, от которого веет холодной парадностью, мешает восприятию главного фасада театра и несколько нарушает ансамбль Росси. На Исаакиевской площади в 1859 г. был поставлен конный памятник Николаю I (проект Монферрана). Фигуры всадника и коня с большим искусством выполнил П. Клодт. В этой работе талантливый ваятель мастерски решил трудную техническую задачу установки конной статуи лишь на двух точках опоры.

Рис. 5. Памятник А. С. Пушкину в Москве

Воздвигаются литые монументы и в честь великих полководцев. Одним из первых памятников в Петербурге был памятник А. В. Суворову, установленный в 1801 г. на Марсовом поле. Создан он замечательным русским скульптором М. Козловским и выдающимся мастером литья крупных статуй В. Екимовым. Скульптура представляет собой аллегорический образ юноши-воина, как олицетворение славы русского оружия.

Значительно меньшее место в дореволюционной монументальной скульптуре занимают образы деятелей науки и искусства. Прекрасный памятник баснописцу И А. Крылову вылепил и отлил П. Клодт. Глубокое знание процесса литья и подробное изучение натуры позволили скульптору создать жизненно правдивые и выразительные барельефы по мотивам басен.

Старая Москва была много беднее Петербурга городскими скульптурами. В 1880 г. на народные пожертвования Москва поставила первый в России памятник во славу великого писателя — статую Пушкина, талантливо исполненную скульптором А. Опекушиным (рис. 5). Москвичи любят этот памятник, и у его подножья всегда лежат цветы.

Через двадцать девять лет тожё на народные пожертвования на Арбатской площади установлен памятник другому писателю — Гоголю. Памятник стал одним из выдающихся произведений московской монументальной скульптуры XX в. Скульптор Н. Андреев воплотил в памятнике трагедию последних лет жизни писателя. Закутанный в плащ, сидит поникший бронзовый Гоголь окруженный вереницей его героев. Сейчас этот памятник находится во дворе дома № 7 по Суворовскому бульвару.

В тот же год Москва получила еще одну превосходную скульптуру — памятник первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С. Волнухин), запечатлевший момент рождения первой русской печатной книги.

Литье статуй является весьма трудным. Большие статуи, как правило, делают составными: отливают по частям, которые затем скрепляют либо с помощью болтов, либо сваркой. Обычно отдельно выполняют резко выделяющиеся части статуи (ноги, выставленные руки и т. д.), что делает ее основную часть более компактной, а форму меньшей и более простой. Расчленение отливки на части значительно облегчает процесс формовки — самой сложной операции изготовления статуи, но усложняет ее сбор ку. Кроме того, имеется опасность коррозии и разрушения в местах соединения, что исключается в цельнолитых скульптурах.

Изготовление цельнолитых статуй, даже при наличии в них небольших приставных частей, связано с рядом оригинальных приемов, инженерных находок и изобретательностью.

Методом ваяния из бронзы одним приемом, т. е. цельнолитыми, были выполнены статуи первого скульптурного памятника Москвы, посвященного героям освободительной войны 1612 г.— Минину и Пожарскому (рис. 6). Он был отлит в 1818 г. знаменитым русским литейщиком В. Еки-мовым (скульптор И. Мартос). Изготовление колоссальной и сложной модели — серьезная техническая задача, требующая высокого мастерства литейщиков, хорошо знающих законы формирования отливок. Блестяще справился с этой задачей В. Екимов. Модель памятника представляла собой восковые фигуры, заполненные составом из алебастра и толченого кирпича. Для облегчения статуй и экономии металла стенки их старались делать потоньше, что, однако, создавало дополнительные затруднения как при изготовлении формы, так и во время заливки.

В формах статуй обычно устраивают сложную литниковую систему. Чтобы выполнить ее, В. Екимов установил фундамент с решеткой, на которой разместил восковой плинт и установил восковую группу, укрепив ее металлическими стержнями, а вокруг нее изготовил сложную литниковую систему с литниковой чашей, с несколькими подводящими каналами и многочисленными разветвления ми-питателями. Готовую модель и литниковую систему многократно (45 раз) покрывали мастикой, состоящей из молотого кирпича и пива. Каждый слой мастики на мо дели подсушили. Затем на окрашенную модель статуй, литников и плинта наложили куски сырой пластичной глины, форму обложили кирпичной стенкой и укрепили железными обручами.

Рис. 6. Памятник Минину и Пожарскому

Для вытапливания и выжигания воска было зажжено 16 печей, устроенных в фундаменте под решеткой, на которой находилась восковая модель. Выжигание велось в течение целого месяца. После выжигания воска и просушивания формы ее наружная стенка была разобрана и обнесена новым кирпичным кожухом на некотором расстоянии от наружной стенки. Чтобы форму не разрушило давление жидкого металла, ее укрепили железными обручами, а кирпичный кожух поставили так, что он упирался в прочные колонны. Промежуток между наружной частью формы и кирпичной стенкой был засыпан формовочной смесью и утрамбован. Подготовленную таким образом форму залили через общую литниковую чашу и разветвленные каналы.

Окончательная отделка скульптур производится чеканщиками. Чеканка требует не меньшего мастерства, чем сам процесс литья, и иногда выполняется в течение двух-трех лет.

Приведенный пример изготовления литых статуй прекрасно демонстрирует всю сложность работы мастеров-литейщиков, и даже непосвященному становится ясно, насколько возрастают трудности при усложнении композиции памятника или увеличении скульптур.

К моменту литья памятника Минину и Пожарскому в России уже был накоплен огромный опыт изготовления больших статуй. Значительный вклад в это благородное дело внес талантливый Э. Фальконе — создатель одного из выдающихся произведений статуарного литья — «Медного всадника».

„Медный всадник”

Первыми произведениями русского статуарного литья были скульптуры Петра I — «этого действительно великого человека», по словам Энгельса. Карло Растрелли (старший) создал бюст Петра, отличающийся большим портретным сходством и филигранной отработкой деталей. В 1720 г. этот замечательный скульптор-итальянец начал работу над конной статуей. Выдержанная в духе барокко, она представляла Петра властным императором, восседавшим на спокойном и важном коне Символом величия и славы служил лавровый венок, венчавший голову самодержца. Отлитая в 1747 г. Мартелли статуя не соответствовала новому стилю — раннему классицизму и не понравилась императрице Екатерине II. Лишь в 1800 г. она была установлена на площади перед Инженерным замком — резиденцией Павла I.

Новая конная статуя Петра I была поручена, по рекомендации Дидро, парижскому ваятелю Этьену Морису Фальконе. Ему было уже около пятидесяти лет, он был известен и принят в лучших салонах французской столицы, двадцать лет занимал должность главного скульптора на знаменитом Севрском фарфоровом заводе, но всю жизнь мечтал об искусстве большом и монументальном. Поэтому мастер с радостью принял предложение русского посла Д. А. Голицына и отправился в далекую чужую страну. Этот человек не знал корысти, за свой труд он запросил вдвое Меньше, чем его коллеги, и наотрез отверг предложение Голицына «накинуть» сто тысяч.

“Трудно найти человека, который, впервые увидев «Медного всадника», не испытал бы трепетного чувства восхищения гениальным творением. Но это чувство во сто крат усиливается, когда узнаешь о муках, выпавших на долю скульптора во время создания статуи. Надо было быть истинным художником, беззаветно преданным своему делу, чтобы работать над своим детищем в условиях мелких придирок, помех и нарочитых унижений в течение 12 лет.

Вначале внешне все обстояло прекрасно, скульптор даже имел право на непосредственные письменные почти дружественные отношения с императрицей. Трудился он с воодушевлением и к 1770 г. представил ко двору небольшую гипсовую модель и рисунки будущего памятника, которые вызвали много пересудов. Это же неслыханно: полураздетый, босой царь на взбесившемся жеребце, накрытом звериной шкурой вместо седла! Но Екатерина утвердила проект, и началась трудная пора воплощения замысла.

Много неприятностей доставил Фальконе президеНт Российской академии художеств И. И. Бецкий, всерьез вообразивший себя соавтором проекта и грубо вмешивавшийся в работу.

У Фальконе был большой опыт в скульптурном изображении людей, а лошадей ему не приходилось лепить И скульптор принялся с терпением подлинного художника изучать натуру. Фигура коня должна была быть легкой и изящной, воплощая в себе одновременно мощь и стремительное движение. Каждый день перед ваятелем взлетал на искусственное деревянное возвышение лучший наездник царской конюшни на чудесных арабских скакунах, а Фальконе выбирал и зарисовывал нужные движения.

Долго не давалась скульптору голова Петра. Ее вылепила юная ученица Фальконе Мария Колло, сумев удивительно верно передать портретные черты и своеобразие его характера. Горделивая посадка, суровое выражение властного лица, энергия, которой дышат его черты,— все это настолько гармонирует с общим обликом всадника, что кажется, будто вся скульптура выполнена одним мастером.

Большие трудности возникли с изготовлением литейной формы статуи. Мастера, обладавшего опытом такой тонкой и грандиозной работы, в России не нашли, иностранцы требовали десусветные суммы.

Скульптор решается сам взяться за труд литейщика, используя помощь русских мастеров. Получив разрешение, он начал эту работу в августе 1774 г. и только в августе 1775 г. закончил устройство литников, формовку и подготовку формы к заливке. Заливка формы «Медного всадника» была произведена 24 августа 1775 г. На нее израсходовано 1351 пуд бронзы и 250 пудов железа.

Эта грандиозная работа, выполнявшаяся чуть ли не 10 лет, дважды едва не завершилась полным провалом. Первый раз это случилось во время вытапливания воска. Подмастерье Поммель, дежуривший у формы, уснул. Воск загорелся и, если бы не беспокойный скульптор, проверявший ночью ход работы, форма была бы разрушена. Вторая авария случилась во время заливки. Прорвавшийся из формы металл вызвал большой пожар. Все, кто был у формы, бросили работу и в страхе разбежались. На месте остался лишь русский литейщик Кайлов, который «не теряя ни мало бодрости своей при представляющейся ему опасности жизни» залил форму.

30-футовая (более 9 м) тонкостенная отливка удалась литейщикам. Будучи более грандиозным сооружением, чем аналогичные парижская и копенгагенская статуи, «Медный всадник» обошелся в 2,5 раза дешевле первой и в полтора раза — второй (включая и стоимость гранитного пьедестала). В статуе, имеющей толщину 7,5 мм, не было раковин и недоливов. Лишь в головах всадника и лошади образовались недоливы и намывы — результат пожара во время вытапливания воска. В копенгагенской статуе различного рода «дыр» насчитывалось сотни две. Как это ни прискорбно, но «Медный всадник» родился «всадником без головы» да еще и на безголовом коне. Огорчений, разочарований и кривотолков было немало. Однако тот, кто больше всего должен был огорчаться и печалиться, кто отдал своему творению почти 10 лет неустанного труда и мук созидания, меньше всех огорчился дефектами отливки. Фальконе был доволен результатами литья, считал, что «еще не было лучшей отливки». И это действительно так! Дефект для такой огромной отливки в самом деле невелик. Достаточно сказать, что даже толщина тела, бедер и задних ног коня вокруг стального стержня внутри них не превышала 7,5 мм. Заполнить такую форму без недоливов — явный успех литейщиков!

Фальконе разработал план исправления статуи, нашел нужных специалистов. Меры были простые, но дерзкие: решено было долить статую, сделать на ней новую часть формы. Но Бецкий не спешил с этой работой: слишком наглядной была «неудача» скульптора, пусть она больше мозолит людям глаза, пусть и царский двор разнесет об этом больше сплетен, быть может, и удастся доконать Фальконе. Два с лишним года статуя с зияющими ранами напоминала о «провале» творчества скульптора. Но форма была сделана и статуя удачно долита, так удачно, что ни одному даже взыскательному зрителю не догадаться о следах литья ее с двух заходов. В ноябре 1777.. г-работа над статуей была завершена.

Но у скульптора кончилось терпение. Не выдержав травли, сплетен, козней, так и не дождавшись установки статуи на постамент, Фальконе уехал на родину.

Необычна история создания постамента «Медного всадника». Эта огромная гранитная глыба — «гром.-ка-мень», весившая до обработки около 100 тысяч пуд0в была найдена крестьянином Вешняковым в районе поселка Лахта на Карельском перешейке. Гигантского труда потре. бовала доставка глыбы. Ее передвигали при помощи ос бых желобов, на медных шарах, а для перевозки по воде была сооружена специальная баржа. Русская смекалка, колоссальный труд многих людей были прославлены этим выдающимся предприятием. 48 каменотесов обтачивали камень, форма которого в обработанном виде несколько напоминает набегающую волну. Памятник Петру I был торжественно открыт 7 августа 1782 г. Он стал не только памятью о выдающемся государственном деятеле нашей страны, но и о труде русских умельцев-литейщиков и творчестве великого скульптора Э. М. Фальконе.

Памятники, посвященные Петру Великому, сооружены и в других городах, чья судьба связана с именем этого царя: в Полтаве, в Воронеже. Интересный памятник поставлен в Туле. Как известно, знаменитый Тульский оружейный завод основан Петром I. И когда заводу исполнилось 200 лет, было решено соорудить при заводе памятник Петру на народные пожертвования. Проекты были представлены самые разные, но оружейников при влек самый простой — Петр в виде рабочего-кузнеца с молотом у наковальни. Этот проект долго обсуждали в ве домствах военного министерства, не нравился господам j царь-кузнец, но не устояли перед народом, разрешили.

Летом 1912 г. фигура Петра была отлита и установле на на заводском дворе. Недавно монумент был перенесе в сквер над рекой Цной. И теперь его могут видеть во кто бывает в Туле.

По плану монументальной пропаганды

Исключения были сделаны для таких мону ментов, которые представляли собой большую художественную ценность и принадлежали к числу культурны богатств, которые выработало человечество. Перед сове сними скульпторами была поставлена задача увековечить в памятниках образы великих гуманистов и поборников свободы, поэтов, писателей, ученых, просветителей, советских государственных деятелей.

В Ленинграде были воздвигнуты литые памятники С М. Кирову (1938 г.), В. Володарскому (скульптор М. Г. Манизер, 1925 г.), Н. Г. Чернышевскому (скульптор В. В. Лишев, 1947 г.), Г. В. Плеханову. В последние годы поставлены памятники А. С. Грибоедову (скульптор В. В. Лишев), М. И. Калинину (по модели М. Г. Мани-зера), Н. А. Добролюбову (по модели В. А. Синайского), герою гражданской войны А. А. Кондратьеву (автор Г. Д. Гликман) и много-много других.

В 1957 г. в центре сквера на Площади искусств состоялось открытие памятника А. С. Пушкину, выполненного по модели скульптора М. К. Аникушина. Бронзовая четырехметровая фигура поэта возвышается на четырехгранном постаменте. В распахнутом сюртуке, с гордо откинутой головой, поэт словно весь в порыве вдохновения. Его лицо одухотворено, выразителен жест правой руки, от всего облика Ьеет жизнью и молодостью. Скульптор посвятил работе над образом 10 лет. И его труд увенчался успехом: памятник Пушкину стал одним из лучших монументов Ленинграда. За этот памятник скульптор удостоен Ленинской премии.

Москва также украсилась огромным количеством произведений городской скульптуры, в том числе литых. Одним из первых отлит памятник А. Н. Островскому перед Малым театром (скульптор Н. А. Андреев, 1928 г.). Известны памятники Дзержинскому, Гоголю, Достоевскому, Тимирязеву, Льву Толстому, Горькому, Маяковскому, Ломоносову, Бауману и другим.

Памятники деятелям культуры, героям гражданской и отечественной войн установлены во многих городах страны. Так, недавно в Харькове воздвигнут памятник герою гражданской войны Рудневу.

Рис. 7. Памятник Т. Г. Шевченко в Москве

Помнит и любит своего поэта его родная Украина. Еще в 1939 г. в Киеве установлен памятник Т. Г. Шевченко по проекту М. Г. Манизера, стоит монумент и в Каневе, на могиле кобзаря, есть его статуи и в других городах. Но по своей красоте, выразительности и монументальности всех их превзошел харьковский «Тарас», первый большой памятник великому украинскому народному поэту и художнику. Он воздвигнут в 1935 г. (скульптор М. Г. Манизер). Это выдающееся произведение, ознаменовавшее расцвет советской монументальной скульптуры. Общая высота памятника 16,5 м, высота статуи поэта 5S5 м. Бронзовая скульптура Шевченко поднята на трехгранный пилон. Грозно сдвинутые брови, сжатая в кулак рука, вся его фигура выражает решимость, негодование, призыв к борьбе. Вокруг пилона на постепенно возрастающих уступах расположены шестнадцать фигур (в полторы i натуральные величины), олицетворяющих историю Украины. Все фигуры были вылеплены и отлиты в короткий срок, менее чем за полтора года. Лучшей из статуй I скульптора в ансамбле памятника Шевченко считается I «Катерина».

Открытие памятника вылилось в праздник украинско-го народа. На это событие А. М. Горький откликнулся телеграммой: «Сердечно приветствую народ Украины в день, когда он достойно увековечивает в памяти детей и внуков своих прекрасный образ истинно народного поэта-демократа, замученного царизмом».

Одно из основных мест в русской монументальной скульптуре занимала патриотическая тема. Советские скульпторы продолжают эту традицию, рбогащая и расширяя эту тему. Советский народ первый з мире построил социализм, идет к коммунизму. Для него свята память о тех, кто боролся и погиб в борьбе за свободу, защищая завоевания социализма, защищая Родину, о тех, кто строит новое общество, прокладывает путь в космос и охраняет наши рубежи. Донести образ нашего современника до будущих поколений — благородное дело скульпторов и литейщиков.

Рис. 8. «Легендарна тачанка»

Никогда не сотрутся в нашей памяти трагические и героические дни 1905 г. 22 января 1931 г. в память жертв «Кровавого воскресенья» в Ленинграде открыт монумент (автор М. Г. Манизер), и каждый год в этот день сюда приходят тысячи жителей города, чтобы отдать долг памяти.

О пламенных годах революции и гражданской войны напоминает памятник молодым борцам Нарвской заставы, открытый в Ленинграде в 50-ю годовщину комсомола.

В Одессе воздвигнут монумент героям-потемкинцам.

Памятник грозным боям 1920 г. — литой монумент на Херсонщине. Рейд буденовских тачанок сыграл решающую роль в разгроме бронированных полчищ черного барона Врангеля, воины на тачанках и красные кавалеристы Конной покрыли себя неувядаемой славой. Память о героях будет жить в веках. Не только в песнях и летописях, но и в величественном монументе, сооруженном в Херсонской степи близ Каховки.

На высоком кургане, почти без постамента стоит «Легендарная тачанка» с четверкой горячих коней (рис. 23). Стремительны кони, в порыве ездовой, в напряжении пулеметчик, а мужественный командир с красным знаменем в руках весь поглощен предстоящим боем. Высота скульптурной группы 7 м (вместе с курганом — 15,2 м), длина — 15,85 м, а ее вес 100 т.

Монумент «Легендарная тачанка» (скульпторы Ю. Н. Лоховинин, Л. Л. Михайленко и Л. А. Родионов), отлитый на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура»,— подлинное произведение искусства, поражающее своей жизненной правдой и художественным обобщением. Коллегия Министерства культуры СССР признала Каховскую тачанку лучшим памятником страны, сооруженным в честь 50-летия Октября. Его творцам заслуженно присуждена Государственная премия за 1969 г.

В произведениях монументальной скульптуры широко представлена тема героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Это и скульптуры героев Отечественной войны, и бронзовый памятник «Клятва молодогвардейцев» в Краснодоне, и скульптурная группа недалеко от Евпатории, посвященная героям-десантникам, которые высадились в этом месте в январе 1942 г. с тральщика «Взрыватель», и памятники участникам обороны городов-героев. В частности, в Севастополе в день 45-летия комсомола установлен памятник в честь комсомольцев — защитников города. Проект создан Станиславом Чижом, тогда еще моряком-севастопольцем. Интересно, что скульптуры отлиты в Киеве не из бронзы, а из новой пластической массы, хорошо имитирующей бронзу. На постаменте надпись: «Мужеству, стойкости, верности комсомольской».

Ленинская тема

Образ Ленина — великого революционера, необыкновенного человека, ученого, мыслителя, вождя и трибуна — постоянно привлекает внимание лучших советских и зарубежных скульпторов.

Вероятно, нет города в Советском Союзе, где бы не было памятника Ленину. Наши скульпторы, архитекторы и мастера литья с чувством высокой ответственности относятся к ленинской теме, создают прекрасные произведения.

Рис. 9. Памятник В. И. Ленину в Харькове

Одна из первых удач советского искусства в создании монументального образа Ленина-вождя — это памятник у Финляндского вокзала, установленный в 1’926 г. Он изображает динамическую фигуру Ленина в распахнутом пальто, обращающегося к народу с башни броневика. Бронзовый памятник, созданный скульптором С. А. Евсеевым в сотрудничестве с архитекторами В. А. Шуко и В. Г. Гельфрейхом, исполнен пафоса революции.

В Харькове, на самой большой площади Советского Союза — площади Дзержинского установлен прекрасный памятник В. И. Ленину (рис. 24). Здесь же, в Харькове, находится один из самых поздних литых произведений, посвященных Ильичу,— памятник Володе Ульянову, построенный по инициативе и при участии комсомольцев Харьковского ордена Ленина политехнического института им. В. И. Ленина. Памятник открыт в 1967 г. в парке Харьковского политехнического института, носящего теперь имя вождя. Этот памятник интересен тем, что воссоздает образ юного Ильича в студенческие годы, когда начиналась его революционная и организаторская деятельность. Статуя молодого вождя отлита не из бронзы, а из чугуна, что само по себе необычно. В этом проявилась находка скульптора. Темный цвет статуи хорошо вырисовывается на фоне зеленого массива институтского парка и на фоне заснеженных деревьев и зданий. Он подчеркивает строгость, простоту и одухотворенность лица молодого Ильича, динамичность его позы в сочетании с незамысловатой студенческой одеждой. В другом материале трудно было бы передать столько оттенков.

Литейщики, как и скульпторы, хорошо справились со своей работой. Благотворным оказалось соединение таланта скульптора и мастерства литейщика. Автор памятника Володе Ульянову В. Н. Савченко — сын потомственного литейщика, модельщик харьковского завода им. Малышева, активный участник бывшего инженерно-технического общества литейщиков Харькова. По образованию — юрист, а по призванию — талантливый скульптор и литейщик. Памятник молодому Ильичу — не первая работа

В. Н. Савченко. Им созданы образы Серго, В. А. Малышева и др. Но полностью его талант раскрылся именно в этой работе. Знание процессов литья, великолепное чувство формы, объема в сочетании с талантом художника позволили так просто и убедительно решить задачу создания памятника Ленину-студенту.

Город Ульяновск стал поистине городом-музеем. Здесь бережно сохраняется все, что связано с детскими и юношескими годами Ленина, с замечательной семьей Ульяновых. Произведения монументальной скульптуры органично влились в создаваемый мемориальный комплекс. Это и величественный монумент на центральной площади, изображающий шагающего вождя, и памятник Ленину гимназисту на привокзальной площади. И памятник И. Н. Ульянову, созданный скульптором М. Г. Манизером. На гранитном постаменте установлен бронзовый бюст. Ниже, на уступе постамента — фигура деревенского мальчика с пастушеской палкой и книгой в руках. Памятник символизирует борьбу Ильи Николаевича за приобщение к культуре широких слоев трудового народа.

Образ В. И. Ленина привлекает не только скульпторов, но и литейщиков. Литейщики с большой ответственностью относятся к литью ленинских скульптур и портретов. Так, в первые годы после установления Советской власти на Урале общественность и умельцы Кусы неоднократно обсуждали вопрос об увековечении образа Ленина в металле. И речь в этих обсуждениях шла об отливке портрета вождя из чугуна, ставшего уже традиционным скульптурным сплавом.

Пока неизвестны подробности того, как кусинцы осуществили свои намерения, какие ленинские портреты ими изготовлены. Быть может, в числе их была и та кабинетная статуэтка, о которой автор впервые написал в «Книге о литье». Недавно она была приобретена Государственным историческим музеем, где и хранится поныне. Автор этой отливки неизвестен, но установлено, что изготовляли ее кусинские мастера. Кабинетная скульптура, правдиво отобразившая образ В. И. Ленина, большая заслуга новой Кусы. Она сделана настоящим ваятелем, большим мастером лепки и искусства литья. Без преувеличения можно сказать, что это одна из наиболее удачных «камерных» скульптур великого вождя, отлитых в довоенный период.

Пожалуй, не случайно первые литые портреты Ильича и3готовлены из чугуна: цветовая сдержанность, простота и предельная графичность этого материала открывали перед литейщиками огромные возможности в создании точного и живого портрета вождя.

Неоднократно изготовляли литые портреты В. И. Ленина и каслинские мастера. Здесь создана настоящая литая камерная лениниана из чугуна.

Многие из литых портретов В. И. Ленина, изготовленных в Кусе, Каслях и в других районах страны, хранятся в музеях Советского Союза. Среди этих портретов имеются работы знаменитых художников страны: Н. Андреева, Н. Василика и других.

Литейщики и скульпторы своим трудом и талантом вносят значительный вклад в дело огромной важности — сохранение образа В. И. Ленина для многих поколений человечества.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум