Инструкционная карта 31 - Правила эксплуатации газокислородных резаков

Категория:
Руководство газосварщика газорезчика


Инструкционная карта 31 - Правила эксплуатации газокислородных резаков

Учебно-производственные задания.
I — предварительные испытания нового резака, II — правила эксплуатации резаков, III — неисправности резаков и способы их устранения, IV — рекомендации по ремонту некоторых деталей резаков.

Цель заданий: приобрести навыки в определении неисправностей в работе резаков и уметь их быстро и безопасно устранять, уметь правильно эксплуатировать резаки.

Оснащение рабочего места. Пост для газовой резки; сумка со следующим инструментом: ключи гаечные двусторонние; отвертка; плоскогубцы для обвязки шлангов проволокой; напильник плоский личной длиной 150 мм для зачистки наружных поверхностей мундштуков от брызг металла; молоток; проволока медная и стержни стальные полированные для прочистки отверстий инжекторов; стержни деревянные (березовые) диаметром 8—10 мм для прочистки и полирования выходных каналов наружных мундштуков, а также стальные калибровки для исправления геометрии каналов; стержни стальные полированные для прочистки и калибровки каналов внутренних мундштуков; притиры чугунные для седел вентилей, шланговых штуцеров, мундштуков; зенкеры для исправления изношенных седел вентилей резаков; нож перочинный.

Материалы: проволока стальная мягкая диаметром 1,5 мм для закрепления шлангов на ниппелях (при отсутствии хомутиков), полотно наждачное с зернистостью 120, 150 и 220 на тканевой основе, мел тонкого помола для полирования отверстий мундштуков, абразивный порошок с зернистостью 180 и 220 для притирки и полирования.

I. Предварительные испытания нового резака

1. Получить новый резак и проверить: комплектность в соответствии с отправочной спецификацией завода-изготовителя, наличие запасных частей, наличие гаечных ключей.
2. Ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
3. Проверить внешним осмотром исправность уплотнительных поверхностей у шланговых штуцеров, внутренних и наружных мундштуков.
4. Закрепить маховичковые гайки на шпинделях вентилей.
5. Открыть и закрыть несколько раз вентили для регулировки количества подаваемого кислорода, горючего газа и режущего кислорода. Шпиндели должны вращаться в сальниках свободно без особых усилий.
6. Убедиться в исправности всех деталей и узлов резака.
7. Испытать резак на разряжение (подсос) в ацетиленовых каналах.
7.1. Выбрать по паспорту внутренний и наружный мундштуки в зависимости от толщины разрезаемой стали.
7.2. Ввернуть в головку резака внутренний и наружный мундштуки так, чтобы выдержать равномерный кольцевой зазор.
7.3. Надеть на кислородный шланговый ниппель шланг от источника кислорода и надежно закрепить.
7.4. Установить требуемое на редукторе давление кислорода в соответствии с указаниями паспорта резака.
7.5. Открыть ацетиленовый вентиль, затем — вентиль подогревающего кислорода. Вентиль режущего кислорода должен быть закрыт.
7.6. Проверить разряжение в ацетиленовом канале резака, которое легко обнаруживается прикосновением пальца к ацетиленовому ниппелю.
7.7. При отсутствии разряжения закрыть вентиль подогревающего кислорода и определить величину отсутствия подсоса. Для этого отвернуть накидные гайки и снять наконечник с корпуса Вывернуть инжектор, осмотреть отверстие, при необходимости — прочистить. Вывернуть наружный мундштук, просмотреть каналы в головке и отверстие в смесительной камере. Каналы наконечника и головку резака продуть воздухом. Открыть на корпусе резака вентиль подогревающего кислорода и проверить, выходил ли кислород из центрального канала посадочного седла под инжектор.
7.8. Поставить инжектор и наружный мундштук на свои места в наконечник. Наконечник присоединить к корпусу.
7.9. Провести повторное испытание на подсос в указанной выше последовательности.
7.10. При отсутствии разряжения у резаков с расположением инжектора в головке резака выполнить следующие операции: вывернуть наружный мундштук; проверить каналы в головке, для чего открыть вентиль подогревающего кислорода и убедиться в свободном выходе кислорода из канала а\ если кислород плохо или совсем не вытекает из канала, отвернуть заглушку и отверткой вывернуть инжектор; прочистить каналы инжектора и смесительного устройства в головке; проверить и убедиться, что кислород поступает к инжектору; установить инжектор, завернуть заглушку, поставить на место наружный мундштук. Произвести повторное испытание резака на подсос. Испытания проводить со всеми мундштуками каждый раз перед началом работы и при смене мундштуков.
7.11. При получении повторных неудовлетворительных испытаний резак сдать на склад или в ремонт.
7.12. Допустить резак к дальнейшей эксплуатации при условии, что имеется хорошая инжекция в ацетиленовых каналах.

II. Правила эксплуатации резаков

Перед началом работы.

1. Продуть шланги сжатым газом с целью удаления из них мелких посторонних частиц, которые могут засорить инжектор и другие каналы резака.
2. Присоединить к кислородному ниппелю шланг для подачи кислорода.
3. Закрепить кислородный шланг при помощи специального хомутика или проволокой.
4. Проверить разряжение в ацетиленовых каналах.
5. Присоединить к ниппелю ацетиленовый шланг (окрашен в красный цвет) и закрепить специальным хомутиком.
6. Положить готовый к работе резак на чистый стол газорезчика (газосварщика).
7. Проверить уровень воды в водяном затворе и еще раз убедиться в герметичности всех соединений в шлангах, редукторе, вентиле баллона и т. п.
8. Зажечь и отрегулировать подогревающее пламя.
8.1. Установить рабочее давление по исправному манометру редуктора в соответствии с установленными номерами внутреннего и наружного мундштуков (в соответствии с паспортными данными).
8.2. Открыть на ‘/4 оборота вентиль подогревающего кислорода и на один оборот ацетиленовый вентиль, зажечь горючую смесь.
8.3. Полностью открыть вентиль режущего кислорода, ацетиленовый и кислородный вентили и проверить запас ацетилена: длина средней светящейся зоны пламени должна равняться примерно четырем длинам ядра (это соответствует примерно 10%-ному избытку ацетилена в пламени).
8.4. Установить нормальное пламя.
8.5. Проверить правильность формы подогревающего пламени: пламя должно иметь форму кольца одинаковой ширины по всему периметру со светлым, ярко очерченным ядром; нормально отрегулированное пламя в резаках, имеющих мундштуки с несколькими отверстиями, должно иметь отдельные факелы пламени одинаковой формы со светлыми, ярко очерченными ядрами.
8.6. В случае неправильной формы ядра пламени прочистить и продуть выходные каналы мундштуков. Каналы прочистить деревянными, алюминиевыми или стальными полированными иглами.
8.7. Закрыть и открыть несколько раз вентиль режущего кислорода. Струя режущего кислорода не должна оказывать заметного влияния на форму подогревающего пламени.

Во время работы.

1. Регулировать пламя до заданного состава смеси (с избытком ацетилена, нормальное) по мере нагрева мундштука, не прекращая работы.
2. Если окажется, что ацетиленовый вентиль открыт полностью, а пламя имеет избыток кислорода, немедленно прекратить резку; погасить пламя, закрыв сначала ацетиленовый вентиль, а затем кислородный.
3. Охладить головку резака в чистой воде.
4. В случае появления непрерывных хлопков (указывает на то, что может возникнуть обратный удар пламени) быстро закрыть ацетиленовый вентиль, затем кислородный и головку мундштука охладить в чистой воде.
5. В случае обратного удара пламени (проникновения горючей смеси в каналы резака) моментально погасить пламя и охладить резак в чистой воде.

Если несвоевременно перекрыть доступ ацетилена в смесительную камеру и головку резака, то чаще всего резак выходит из строя: сгорают трубки горючей смеси, резиновые уплотнительные кольца, расплавляется смесительная камера, у резаков с расположением инжектора в головке сгорают мундштуки, инжектор и оплавляются каналы инжекторного устройства в головке.

Резаки, работающие на газах — заменителях ацетилена

1. Предварительный осмотр и испытания на разряжение проводятся в той же последовательности, что и для резаков, работающих на ацетилене.
2. Правила эксплуатации (зажигание, регулировка и гашение пламени) аналогичны подобным операциям для резаков, работающих на ацетилене.

Вставные резаки

1. Проверка на разряжение. Регулировка пламени, последовательность зажигания и гашения пламени у вставных резаков аналогичны рассмотренным резакам, однако ввод в эксплуатацию и причины отсутствия подсоса различны.
2. При отсутствии подсоса выполнить следующие операции.
2.1. Отсоединить наконечник, отвернув накидные гайки.
2.2. Вывернуть из наконечника инжектор, осмотреть, не забиты ли его каналы, если надо — прочистить.
2.3. Вывернуть мундштук, осмотреть канал а, продуть смесительную камеру и трубку горючей смеси воздухом.
2.4. Проверить отсутствие утечки газа через уплотняющую поверхность ниппеля в месте соединения его с корпусом.
2.5. Прочистить, продуть канал б и убедиться, что газ выходит из центрального канала посадочного седла под инжектор.
2.6. Поставить наружный мундштук и отцентрировать его по отношению к внутреннему мундштуку, ввернутому в корпус головки.
2.7. Присоединить наконечник к корпусу вставного резака при помощи накидных гаек .
2.8. Присоединить вставной резак к корпусу горелки накидной гайкой, имеющей уплотнительное резиновое кольцо.
2.9. Испытать резак на подсос. При положительных результатах испытаний подсоединить ацетиленовый шланг к горелке и зажечь подогревающее пламя.
2.10. Открыть вентиль (после регулировки пламени), подать струю режущего кислорода в головку резака через трубку. Убедиться, что струя не оказывает заметного действия на форму пламени.
2.11. Соблюдать правила эксплуатации и обслуживания тех резаков, на базе которых созданы вставные резаки.

III. Неисправности резаков и способы их устранения

1. При концентричном расположении внутреннего и наружного мундштуков резака подогревающее пламя имеет правильную форму и яркость по всей окружности, а струя режущего кислорода проходит через центр пламени в виде темной полосы.
2. Сдвиг внутреннего мундштука по отношению к наружному или наклонное сверление выходного канала на внутреннем мундштуке приводят к смещению струи режущего кислорода и несимметричности подогревающего пламени, в этом случае рез получается односторонним.
3. Износ выходного канала наружного мундштука (обгорание стенок канала) приводит к образованию пламени в форме «метлы»; снижается скорость резки и верхние кромки металла оплавляются больше.
4. Износ выходного канала внутреннего мундштука дает завихренную форму режущей струи и подогревающего пламени, глубина реза снижается, а ширина его увеличивается.
5. Попадание в канал внутреннего мундштука посторонних частиц приводит к образованию струи режущего кислорода в форме ласточкина хвоста, в этом случае получается косой рез и недопустимое уширение реза в нижней части.
6. Отсутствует запас ацетилена и частые хлопки.
6.1. Неплотная посадка инжектора на седле корпуса или на уплотнительной поверхности головки.
6.2. Засорение каналов мундштука, смесительной камеры или инжектора: продуть каналы в направлении, обратном потоку газа при нормальной работе резака или прочистить медной проволокой.
6.3. Недостаточное давление кислорода: проверить и установить требуемое давление по манометрам редукторов согласно паспортным данным мундштука.
6.4. Мало или велико расстояние L между торцами инжектора и смесительной камеры: вывернуть инжектор на 0,5—1,0 оборота или ввернуть его.
6.5. Большой диаметр выходного канала инжектора: заменить инжектор годным.
6.6. Плоский торец инжектора перекрывает ацетиленовый канал в результате проседания седла корпуса или неправильного изготовления инжектора (глубокая выточка): сменить корпус резака или заменить инжектор.
6.7. Перегрев мундштука и трубки горючей смеси при продолжительной работе резака: охладить в чистой воде.
7. Постоянные хлопки пламени при пуске струи режущего кислорода.
7.1. Плохое уплотнение внутреннего мундштука, в результате чего в каналы горючей смеси проникает режущий кислород: подтянуть внутренний мундштук.
7.2. Уплотнительная поверхность головки внутреннего или наружного мундштука имеет задиры или забоины: зачистить или сменить эти детали при невозможности устранения этих дефектов.
8. Пламя горит нормально, но через некоторое время в нем появляется то избыток кислорода, то избыток ацетилена.
8.1. Изменение давления ацетилена или кислорода в результате неисправности линии подачи газов: проверить, продуть и слить скопившуюся воду в шлангах.
9. Подогревающее пламя меняет форму.
9.1. Конический клапан шпинделя закатан слабо и качается в продольном направлении, в результате чего при изменении положения резака он то перекрывает проходное отверстие, то открывает его: обжать клапан или сменить его.
9.2. Вода в шланге: слить воду.
10. Новый набитый сальник пропускает газ через три-четыре дня работы.
10.1. Цилиндрическая поверхность шпинделя имеет задиры и забоины, разрушающие сальниковую набивку: зачистить задиры наждачной бумагой с зернистостью 220.
10.2. Плохо парафинирован асбест или кожаные кольца: на сальник нанести смазку ЦИАТИМ-221 (маслом смазывать категорически запрещается).
10.3. Латунное сальниковое кольцо, на которое опирается сальниковая набивка, прогнулось в сторону резьбы шпинделя.
10.4. Сальник набит односторонне, в результате чего происходит отжим шпинделя и образуется зазор между сальником и шпинделем: отвернуть сальниковую гайку, вынуть сальник и набить новый.
11. Поворот шпинделя требует приложения значительных усилий.
11.1. Сильно затянута сальниковая гайка: ослабить сальниковую гайку, проверить обмыливанием герметичность соединения.
11.2. Цилиндрическая часть шпинделя согнута: вынуть шпиндель, осмотреть и при невозможности выпрямления заменить новым.
11.3. На резьбе шпинделя или резьбе сальниковой гайки задиры: исправить плашкой резьбу шпинделя или резьбу гайки метчиком, обезжирить, нанести смазку ЦИАТИМ-221 и собрать вентиль.
11.4. На резьбе шпинделя или резьбе корпуса задиры или забоины: прогнать плашкой резьбу шпинделя или резьбу корпуса метчиком и удалить стружку. Собрать шпиндель.
11.5. Кожаное кольцо сильно сжато сальниковой гайкой и тормозит вращение шпинделя: повернуть шпиндель несколько раз.
12. В месте ввертывания заглушки в головку резака выходит кислород.
12.1. Заглушка затянута неплотно или на уплотни-тельных поверхностях имеются задиры: подтянуть заглушку, исправить дефекты уплотнительных поверхностей.
13. Отсутствует подача ацетилена.
13.1. Ниппель не довернут до упора в корпус: завернуть ниппель в корпус.
13.2. Закрыть вентиль горючего газа: открыть вентиль.

IV. Рекомендации по ремонту некоторых деталей резаков

Мундштуки и головка резака

1. Удалить копоть и нагар со стенок наружного мундштука деревянным стержнем диаметром 8—10 мм, заточенным на конус, затем протереть салфеткой.
2. Небольшую конусность выходного отверстия мундштуков исправить подрезкой торца мундштука напильником. Зачистить наждачной бумагой и полированием мелом. При большой конусности выходного отверстия мундштуки бракуются.
3. Дефекты на уплотнительных поверхностях мундштуков в виде неглубоких (до 0,2 мм) вмятин, царапин и задиров выводить чугунными притирами вручную вращением мундштука в правую и левую стороны. На притираемую поверхность предварительно нанести наждачный порошок с зернистостью 200.
4. Царапины и риски в каналах вывести (если невозможно изготовить новые мундштуки или получить запасные) при помощи стальных цилиндрических калибровок . Диаметры калибровок должны быть равны диаметрам выходных отверстий мундштуков.
5. Оплавленную торцовую поверхность наружного мундштука подрезать напильником на 0,5—1 мм, зачистить наждачной бумагой и отполировать мелом. Обязательно подрезать на эту же величину и внутренние мундштуки.
6. Внимание! Головку резака с увеличенным диаметром D (образуется в результате расширения наружным мундштуком при очень сильной его затяжке) уп-лотнительного конуса забраковать и весь резак отправить на капитальный ремонт. Необходимо помнить, что работа с неисправным резаком (негерметичные соединения) приводит к появлению хлопков и обратных ударов.

Инжектор и смесительная камера

1. Копоть и нагар на внутренних каналах удалить при помощи стальных калибровочных стержней, подобранных по диаметру отверстий.
2. Проверить правильность посадки инжектора на седло корпуса резака или на посадочное место в головке резака. Неплотности в этих соединениях приводят к тому, что кислород начинает поступать в ацетиленовую полость и полость, в результате чего нарушается инжекция и возникают обратные удары и хлопки.

Вентили

1. Устранить пропуск кислорода или ацетилена (горючего газа) из-под сальникового круглого резинового кольца.
1.1. Разобрать вентиль.
1.2. Собрать вентиль в такой последовательности: на шпиндель надеть новое резиновое уплотнительное кольцо, кольцо, кожаную прокладку, смазать смазкой ЦИАТИМ-221. Ввернуть шпиндель в сальниковую гайку до упора с ее торцом. Осторожно навернуть сальниковую гайку на штуцер корпуса, поставить на место маховичок. Отступление от указанной последовательности приводит к порче резака вследствие того, что, не ввернув до конца шпиндель на сальниковую гайку, навертывают гайку на штуцер. В результате шарик шпинделя (уплот-нительный конус) упирается в седло вентиля и при дальнейшем завинчивании сальниковой гайки происходит продавливание седла или срыв резьбы штуцера корпуса. После этого резак уже не может быть восстановлен.
2. Устранить пропуск газа между шпинделем и сальниковой гайкой.
2.1. Подтянуть сальниковую гайку для уплотнения сальника.
2.2. Если подтягивание гайки не устранило пропуск газа, следует выполнить следующее: отвернуть маховичковую гайку, снять маховичок, вывернуть сальниковую гайку, кольцо, дополнительно набить сальник парафинированными кожаными кольцами или вынуть изношенную старую набивку и набить сальник новыми кольцами, смазанными смазкой ЦИАТИМ-221. Для набивки сальника применить трубчатые оправки, наружный диаметр D должен быть равен внутреннему диаметру резьбы гайки, а отверстие d на 0,5 мм больше цилиндрической части шпинделя.
2.3. Поставить кольцо, завернуть сальниковую гайку, надеть маховичок, шайбу и закрепить гайкой.

Уплотнительные поверхности шланговых штуцеров

1. Поврежденную резьбу восстановить прогонкой резьбовой плашкой.
2. Забитые конические поверхности шланговых штуцеров исправить чугунными притирками с абразивным порошком.

Тележка и циркуль резака

1. Очищать (периодически) боковые поверхности роликов от приставших к ним брызг разрезаемого металла.
2. Следить за исправностью кольца тележки, так как выпадание головки из тележки приводит к удару мундштуков о разрезанный металл и к повреждению поверхности мундштуков.
3. Следить за тем, чтобы штанга циркуля была ввернута в тележку и надежно закреплена гайкой.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум