Лесопильные цехи

Категория:
Техника безопасности в деревообрабатывающем производстве


Лесопильные цехи

При проектировании лесопильных цехов следует учитывать особенности лесопиления. Они заключаются в том, что в цех транспортируют громоздкие, длинные и тяжелые бревна, разделывают их, сортируют и транспортируют пилопродукцию.

В проектах лесопильных цехов необходимо предусматривать максимальную механизацию и автоматизацию основных и вспомогательных технологических процессов. Форму и размеры цеха следует определять с учетом высокой механизации всего процесса лесопиления, рациональных схем планировки технологического оборудования и лучшей связи с»ним транспортных механизмов, а также благоустройство рабочих мест.

За основу проектирования лесопильных цехов принимают следующие условия:
— поточность технологических процессов;
— планировка оборудования, предусматривающая рациональное использование производственной площади и предельно короткие пути транспортировки древесины;
— механизация и автоматизация технологических процессов, особенно опасных, тяжелых и трудоемких работ, в том числе транспортировка полуфабрикатов и отходов.

На рис. 1 приведена рациональная технологическая схема типового проекта четырехрамного лесопильного цеха, спроектированного Гипродревом. Размеры лесопильных цехов зависят от уровня механизации и автоматизации технологических процессов. Повышение механизации позволяет уменьшить длину и ширину цеха, а следовательно, и его кубатуру, что положительно влияет на освещенность и отопление помещений.

Полам перекрытий зданий цехов придается ровная и гладкая поверхность без щелей, что исключает в двухэтажных цехах попадание опилок, коры и мелких отходов из верхнего этажа в нижний. Рельсы путей внутри цеха укладывают на одном уровне с поверхностью пола. На стыках полов с разными уровнями устанавливают барьеры высотой 0,8 м с . бортами внизу высотой 0,2 м, а в местах с незначительной разницей в уровнях полов — плавные переходы (пандусы) с уклоном пола не более 10°. Отверстия в полах для частей станков и механизмов, а также транспортировки материала и отходов необходимо .обшивать обкладными бортами высотой не менее 0,2 м или предусматривать удобные для подъема откидные крышки. Углубления, лотки, траншеи в полах для прокладки транспортеров, воздухопроводов пневмотранспорта нужно закрывать сплошными или решетчатыми покрытиями в уровень с поверхностью пола. А если по условиям технологического процесса траншеи или другие углубления в полах необходимо оставлять открытыми, то возле них надо устанавливать откладные борта высотой не менее 0,2 м. Вдоль бревнотасок целесообразно устраивать бортовые козырьки, исключающие самопроизвольное спадание бревен, а для обслуживания бревнотаски с одной ее стороны делать настил шириной 0,8 м.

Высоту строительных конструкций здания над лесопильными рамами необходимо предусматривать такой, чтобы было возможно проводить монтаж подъемного устройства для разборки и сборки лесорамы при ее ремонте, сменять поставы рамных пил и свободно открывать ворота лесорамы в крайнем верхнем положении.

В верхнем этаже цеха следует предусматривать не менее двух продольных сквозных и двух поперечных проходов шириной не менее 1 м. Один поперечный проход должен находиться между вторым рядом лесопильных рам и обрезными станками для перехода рабочих с одного лесопильного потока на другой. Кроме того, следует предусматривать дополнительные переходные мостики шириной 0,8 м в тех местах, где они необходимы по условиям работы (для обслуживания оборудования, транспортных механизмов, управления ими).

В первом этаже двух- и четырехрамных лесопильных цехов проектируется один продольный проход шириной 1 л и не менее двух проходов для восьмирамных лесопильных цехов.

В помещении цеха между первым и вторым этажами следует предусматривать одну-две шахты подъемников, предназначенных для подъема и опускания тяжелых частей оборудования при его монтаже и ремонте, а также инструментов и приспособлений.

Для обслуживания и ремонта оборудования и транспортных механизмов следует обеспечить свободный Доступ — предусмотреть переходные мостики, галереи и площадки, огражденные перилами и бортами. Например, вокруг фундаментов лесопильных рам для обслуживания коленчатого вала, посылочного и других механизмов, находящихся в первом этаже, целесообразно устраивать площадки шириной не менее 0,8 м с перилами и бортами. Между первым и вторым этажами цеха следует иметь одну-две вспомогательные лестницы шириной не менее 0,8 м с перилами высотой 1,0 м.

Рис. 1. Схема технологического процесса четырехрамного лесопильного цеха (Гипродрев):
1 — бревнотаски; 2 — лесопильные рамы; 3 — поперечный транспортер; 9,7 — браковочно-торцовочные столы; 5, 8 — торцовочные станки; 6 — обрезной станок; 9 — сборный, поперечный цепной транспортер; 10 — браковочно-разметочныи стол; 11 — транспортер для дилен; 12 — люки; 13 — пилоточная мастерская; 14 — контора цеха

В первом этаже цеха транспортеры и цепи, расположенные под междуэтажными перекрытиями, необходимо ограждать защитными лотками. В местах сброса пилопродукции и отходов на транспортеры или столы должна быть предусмотрена установка ограждающих щитов. Вдоль транспортеров с одной их стороны следует устроить площадку для прохода при их обелу-живании шириной 0,8 м с бортами и перилами.

Установку обрезных станков относительно лесопильных рам необходимо проектировать так, чтобы доски к обрезным станкам можно было направлять от любой лесопильной рамы. Независимо от способа распиловки — вразвал или с брусковой — доски должны поступать к обрезным станкам преимущественно с правой стороны, что обеспечивает более безопасную работу станочников. Следует предусматривать способы, полностью механизирующие передачу досок от лесопильных рам к обрезным станкам и исключающие физический труд рабочих (подтаскивание и направление досок в станок руками или с помощью крючьев).

Торцовочные станки следует устанавливать на расстоянии не менее 9 м от обрезных станков. Станки для распиловки горбылей и реек на мелкую пилопродукцию размещать так, чтобы их транспортировка к станкам была механизирована и прямопоточна. Это предупреждает загроможденность помещения и исключает промежуточные буферные или подстопные места.

При планировке оборудования надо предусматривать устройство систем блокировки оборудования и транспортных механизмов, что предотвращает аварии и обеспечивает безопасность труда рабочих.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум