Применение зубчатых передач

Категория:
Машиноведение


Применение зубчатых передач

Механизм с зубчатыми колесами, заключенный в кожух или корпус, называется коробкой передач (или коробкой скоростей).

Назначение коробок передач заключается в том, чтобы изменять передаточные числа и направления вращения ведомого вала посредством включения различных пар зубчатых колес. Коробки передач применяются в самых разнообразных машинах.

Схема простой коробки скоростей токарного станка изображена на рисунке 90. Три вала: ведущий, промежуточный и ведомый — вращаются в подшипниках, установленных в корпусе коробки. На ведущем валу может скользить с помощью специальной вилки с рукояткой по шпонке или на шлицах блок из трех соединенных между собой шестерен Z1; Z2 и Z3.

Рис. 1. Схема коробки скоростей токарного станка.

На промежуточном валу неподвижно закреплены (это обозначено на схеме знаком X) четыре зубчатых колеса Z5; Z6 и Z7.

На ведомом шпинделе свободно вращаются зубчатые колеса Zs и Z9, постоянно сцепленные с колесами промежуточного вала Z4 и Z,. Колеса Z8 и Z9 имеют на торцах кулачковые выступы — венцы (4 и 6), с которыми может сцепляться кулачковая муфта, скользящая на шпонке или на шлицах по валу. Муфту можно по желанию приводить в зацепление с колесом Z8 или с колесом Z9 посредством специальной вилки с рукояткой.

В левом положении муфты передаточное число от промежуточного вала к ведомому равно:

Таким образом, данная коробка скоростей позволяет получить шесть различных передаточных чисел или шесть скоростей вращения ведомого вала при постоянной скорости вращения ведущего вала.

Рис. 2. Устройство перебора:
а — перебор выключен; б — перебор включен.

На токарных станках иногда используется так называемый зубчатый перебор. На ведомом валу (шпинделе) токарного станка свободно вращается трехступенчатый шкив и жестко соединенное с ним зубчатое колесо Zx. На шпинделе жестко закреплено зубчатое колесо Z2.

Перебор представляет собой промежуточный вал с закрепленными на нем зубчатыми колесами Z3 и Z4. Этот вал может передвигаться посредством рукоятки так, что колеса Zx и Z3, а также Z2 и Z4 могут приходить в зацепление.

Когда колеса расцеплены — перебор выключен, вращение передается от шкива к шпинделю. При этом шкив и зубчатое колесо Z2 соединены защелкой (пальцем). Когда включен перебор (рис. 91,6), защелку отводят, шкив и колесо Z2 разъединены, а вращение передается через две пары зубчатых колес с общим передаточным числом.

Таким образом, механизм перебора в сочетании с ременной передачей и трехступенчатыми шкивами дает возможность получить также шесть скоростей вращения шпинделя.

В современном производстве часто применяются реверсивные механизмы, которые дают возможность при одном и том же направлении вращения ведущего вала изменять движение ведомого вала в противоположных направлениях, т. е. получать реверсирование. Примером реверсивного механизма служит уже знакомый нам трензель токарного станка.

Рис. 3. Реверсивный механизм.

На рисунке 3 показан реверсивный механизм, состоящий из сцепленных конических зубчатых колес; при этом ведущий и ведомый валы взаимно перпендикулярны. На ведущем валу свободно вращаются два одинаковых конических зубчатых колеса Z1 имеющие на торце кулачковые выступы. Эти колеса постоянно сцеплены с третьим колесом, тоже коническим Z2, жестко закрепленным на ведомом валу. На ведущем валу с помощью рукоятки скользит на шпонке или на шлицах кулачковая муфта, вращающаяся вместе с валом. Муфта может быть сцеплена или с правым, или с левым колесом. Эти положения муфты изменяют направления вращения ведомого вала.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум