Расчет размерных цепей токарных станков

Категория:
Токарные станки


Расчет размерных цепей токарных станков

Ниже дана последовательность этапов расчета некоторых размерных цепей.
1. Выявление цепей, подлежащих расчету, замыкающих звеньев и требований, которым должен удовлетворять собранный станок, сборочный комплект. К этим требованиям относятся нормы точности, требования ГОСТов на условия работы механизмов, например допускаемые отклонения межцентровых расстояний зубчатых колес и др.
2. Выявление составляющих звеньев, т. е. определение факторов, от которых зависит точность замыкающего звена.
3. Составление схемы размерной цепи.
4. Установление допуска на замыкающее звено на основании требований государственного стандарта или условий нормальной работы механизма.
5. Определение передаточных отношений, т. е. коэффициентов влияния каждого из составляющих звеньев на точность замыкающего звена.
6. Составление уравнений размерной цепи.
7. Установление номинальных размеров и допускаемых отклонений на замыкающие звенья, а также назначение технологической операции для обеспечения назначенных допусков на составляющие звенья.
8. Определение поля рассеивания размера замыкающего звена.
9. В случае несимметричного расположения допусков — определение координат середин полей допусков на составляющие звенья и координат середины поля отклонений замыкающего звена.
10. Выбор метода компенсации, выявление звена-компенсатора и определение величины компенсации.

Рис. 1. Схемы размерных цепей: 1 — ось отверстия в кронштейне для ходового винта; 2 — ось отверстия в коробке подач для ходового винта; 3 — линия вершин призматических направляющих; 4 — ось вращения ходового вала; 5 — ось маточной гайки; 6 — вершина призматических направляющих; 7 — ось крепежного отверстия в каретке; 8 — ось крепежного отверстия в фартуке; 9 — ось отверстия под вал в корпусе фартука; 10 — ось отверстия во втулке под вал в фартуке; 11 — ось вращения ходового вала; 12 — ось вращения ходового винта; 13 — ось отверстия в коробке подач под ходовой вал; 14 — ось отверстия

Рис. 2. Схемы размерных цепей: 1 — направляющая станины; 2 — ось крепежного отверстия в каретке; 3 — ось отверстия под шлицевой вал в каретке; 4 — ось отверстия под винт в каретке; 5 плоскости соединения фартука с кареткой; 6 — ось ходового винта; 7 — ось ходового вала; 8 — отверстия под маточную гайку; 9 — ось отверстия под втулку для ходового вала; 10 — ось крепежного отверстия в фартуке; 11 — ось отверстия под вал для зубчатого колеса в фартуке

Рис. 3. Схемы размерных цепей: 1 — вершина направляющих станины; 2 — плоскость в станине для крепления рейки; 5 — ось зуба рейки; 4 — ось резьбы полугаек; 5 — ось ходового винта; 6 — ось отверстия для зубчатого колеса; 7 — линия расположения отверстий в фартуке; S — линия расположения крепежных отверстий в каретке; 9 — ось отверстия в фартуке для ходового вала; 10 — ось ходового вала; 11 — базовая плоскость корпуса фартука

Рис. 4. Схема размерной цепи для определения радиального биения оси конического отверстия шпинделя

Кроме комплекса размерных цепей, рассмотренных выше, в токарных станках имеется еще ряд основных цепей:
1) размерная цепь ф, определяющая непараллельность оси реечного зубчатого колеса фартука начальной плоскости рейки;
2) размерная цепь, определяющая перекос зубьев рейки и реечного зубчатого колеса фартука;
3) размерная цепь, определяющая правильность сцепления рейки с зубчатым колесом фартука; замыкающим звеном данной цепи является размер от начальной плоскости зубьев рейки до оси зубчатого колеса;
4) размерные цепи 3 и 3’, определяющие смещение осей под ходовой вал в коробке подач и заднем кронштейне в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
5) размерные цепи Ж и Ж’, определяющие смещение осей подшипников для ходового винта в коробке подач и кронштейне в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
6) размерная цепь, определяющая радиальное биение центрирующей шейки шпинделя передней бабки;
7) размерные цепи, определяющие радиальные биения оси конического отверстия шпинделя передней бабки у его торца и на длине L;
8) размерная цепь, определяющая осевое биение торца шпинделя передней бабки;
9) размерная цепь, определяющая параллельность оси вращения шпинделя передней бабки направляющим станины для каретки в вертикальной и в горизонтальной плоскостях, и ряд других размерных цепей, которые необходимо выявить при рассмотрении чертежей конкретного станка.

Если радиальное биение шпинделя в опорах устранить полностью не удается, то в каждой из опор надо стремиться располагать его по одну сторону от оси вращения шпинделя. При этом желательно, чтобы биение шпинделя в передней опоре было меньше, чем в задней. Это уменьшает радиальное биение конуса шпинделя.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум