Ремонт масляных выключателей

Категория:
Электромонтер-ремонтник


Ремонт масляных выключателей

Ремонт выключателей сводится в основном к регулярному техническому обслуживанию и в случае необходимости к замене пришедших в негодность деталей на новые из числа запчастей. Изготовление каких-либо вышедших из строя деталей своими силами не рекомендуется, кроме оговоренных ниже.

Техническое обслуживание. Во время эксплуатации выключатели подвергаются периодическим плановым осмотрам. После аварии или длительного пребывания в отключенном состоянии проводятся внеплановые осмотры в соответствии с ПТЭ, «Правилами технической безопасности» (ПТБ) и заводскими инструкциями.

При осмотре обращают особое внимание на уровень масла в полюсах выключателя, отсутствие выброса масла в зоне масляного буфера, течь масла из цилиндров полюсов, чрезмерный перегрев и состояние наружных контактных соединений, изоляции и заземления, запыленность, загрязненность, наличие трещин на изоляторах и конструкциях выключателя.

Текущий ремонт. Масляный выключатель независимо от типа очищают от пыли, фарфоровые изоляторы и изоляционные детали протирают ветошью, слегка смоченной в спирте, восстанавливают смазку трущихся поверхностей, проверяют наличие масла в масляных буферах и цилиндрах (полюсах) и в случае необходимости доливают или заменяют на свежее. В случае течи масла подтягивают болтовые соединения. Проверяют сопротивления полюсов и заземления. Для доливки масла в масляный буфер выключателя ВМГ-10 поступают следующим образом: следует вывернуть гайку, вынуть поршень и пружину. Уровень масла от дна цилиндра должен составлять 45 мм. После этого буфер собрать и вручную проверить плавность перемещения штока.

Капитальный ремонт включает следующие основные работы: отсоединение выключателя ох шин и привода, слив масла, разборку выключателя, осмотр и ремонт приводного механизма, фарфоровых опорных, проходных и изоляторов тяги, внутрибаковой изоляции, дугогасительной камеры, неподвижного розеточного и подвижного контаков, изоляционных цилиндров, маслоуказателей, прокладок и других деталей.

Разборку выключателя ВМГ-10 выполняют в такой последовательности: вынимают стержень (ось), сочленяющую наконечник подвижного контакта с тягой. Контакт отделяется от тяги. Затем отвертывают упорные болты и цилиндры (снимают с опорных изоляторов, которые остаются на раме. Отвертывают болты и отсоединяют гибкую связь, вынимают подвижный контакт вместе с контактной колодкой и гибкой связью. Отвертывают болты фланца проходного изолятора, который снимают вместе с кронштейном. Далее производится разборка внутренних изоляционных деталей цилиндра.

При разборке полюса ВМГ-133 вынимают верхний цилиндр, затем камеру и нижний цилиндр. Вынимать цилиндр надо аккуратно, чтобы не повредить лаковые покрытия. Далее вынимают розеточный неподвижный контакт, предварительно отвернув гайку. Чтобы розетка не проворачивалась, штырь удерживают ключом за лыски. Вынимают опорное фанерное кольцо и прокладку.

Отличительиые особенности устройства, разборки и ремонта выключателя ВМГ-10. Вместо фарфоровой ребристой тяги выключатель имеет двуплечий изоляционный рычаг, который соединен с подвижным контактом с помощью серьги.

Крайние положения выключателя ограничиваются рочиками двуплечего рычага, приваренного к валу между крайним и средним основными рычагами. Один из роликов подходит к болту («вкл»), другой — к штоку масляного буфера («откл»).

Рис. 1. Масляный буфер выключателя ВМГ-10:
1 — корпус, 2 — уплотняющая прокладка, 3 — специальная гайка, 4 — шток, 5 — поршень, 6 – пружина, 7 — дно корпуса

Рис. 2. Подвижный контакт
а – выключателя ВМГ-10, б — то же, ВМПП-10; 1 – стержень, 2 -контактная колодка, 3 — гибкая связь, 4 — наконечник с проушинами, 5 — контргайка, 6 — втулка, 7 — головка, 8 — направляющая колодка, 9 — штифт, 10 — наконечник

Буферная пружина выключателя закреплена на среднем двуплечем рычаге.

Цилиндр имеет верхнюю и нижнюю крышки, позволяющие осмотр розеточного контакта, не производя полной разборки основного цилиндра.

Наиболее уязвимые узлы выключателя — неподвижный розеточный контакт и дугогасительная камера — извлекают из цилиндра снизу, не разбирая проходной изолятор. При сборке дугогасительную камеру вводят в цилиндр выключателя снизу. Для облегчения установки выступающие части картонной манжеты предварительно смазывают тонким слоем солидола. Зазор между нижней поверхностью дуго-гасительной камеры и верхней частью розеточного контакта должен быть в пределах 2—5 мм, что легко определяется прямым (не косвенным) замером.

Рис. 3. Цилиндр (полюс):
а – выключателя ВМГ-133, 6 – то же. ВМГ-10; 1 – основной цилиндр. 2 – дополнительный резервуар, 3 — маслоуказателъ, 4 – жалюзи, 5 – масло -наливная пробка, б — верхняя крышка, 7 — проходной изолятор, 8 — кронштейны, 9 – скоба, 10 — верхний бакелитовый цилиндр, 11 — дугогасительная камера, 12 – розеточный (неподвижный) контакт, 13 — нижний бакелитовый цилиндр, 14 — маслоспускная пробка, 15 — выводные штырь и гайка, 16 — нижняя крышка

Рис. 4. Приводной механизм:
а — выключателя ВМГ-10, б — то же, ВМГ-133, в —подшипник; 1 — рама, 2 — вал, 3 — двуплечий рычаг, 4 — масляный буфер, 5 — пружинный буфер, 6 — отключающая пружина, 7 – болт-упор, 8 — подвижный контакт, 9 — ось, 10 — серьга, 11 — изоляционный рычаг (фарфоровая тяга), 12 — подшипник, 13 — вырез в раме для установки вала, 14 — болт с гайкой и шайбой, 15 — отверстие для смазки, 16 — шайбы, 17 — шейка вала

Отличительные особенности устройства, разборки и ремонта выключателей типа ВМП-10 и ВМПП-10. Выключатель ВМП-10 конструктивно отличается от ВМГ-10. Механизмы «вкл» и «откл» его находятся в полюсе выключателя, отсутствуют гибкие связи, подвижный контакт за пределы полюса не выходит, отсутствует выводной изолятор с изоляционными деталями и пружинами.

Токосъем осуществляется роликами, полюсы выключателя смонтированы на общей сварной раме, которая является основанием выключателя. Внутри рамы расположены: вал, отключающие пружины, масляный и пружинный буфер. Полюс состоит из изоляционного цилиндра с заармиро-ванными металлическими фланцами на концах. Контактные выводы выключателя имеют гальваническое антикоррозийное покрытие.

Рис. 5. Масляные выключатели:
а — ВМП-10, б – ВМПП-10; 1 – рама, 2, 12 – опорный изолятор, 3 – полюс, 4 – маслоуказатель, 5 – изоляционная тяга, 6 — изоляционная перегородка, 7, 8 — собачки, 9, 10 – тяги, 11 – рама с встроенным пружинным приводом и блоком релейной защиты, 13 — болт заземления, 14 — крышка, 15 — кнопка «откл» и «вкл»

Этот выключатель широко используют с различными типами приводов, например ПП-67, ПЭ-11 в ячейках КРУ.

Выключатель ВМПП-10 и привод к нему совмещены и встроены в общую раму. Полюс очень схож с полюсом ВМП-10. Он состоит из изоляционного цилиндра, на концах которого заармированы металлические фланцы. На верхнем фланце укреплен корпус, к которому крепится головка полюса. Механизм перемещения подвижного контакта расположен внутри корпуса и состоит из внутреннего и наружных рычагов, жестко закрепленных на общем валу. Наружный рычаг посредством изоляционной тяги связан с валом привода, а внутренний двумя серьгами шарнирно связан с подвижным контактом, на верхнем конце которого закреплены направляющая колодка и головка для присоединения контакта к серьгам механизма.

Нижний конец подвижного контакта связан с планкой, в которую установлена втулка для направления движения подвижного контакта. Для смягчения ударов при отключении на стержне установлены буферы. Ролики, скользящие между двух направляющих, центрируют включение подвижного контакта в розеточный (неподвижный) и являются токосъемными устройствами для передачи тока с подвижного контакта на направляющие стержни и далее к верхнему внешнему контакту 6. В головке предусмотрена пробка для заливки масла и для прохода измерительной штанги.

Для ремонта поврежденных элементов выключателя необходим частичный или полный разбор, который производится следующим образом.

Необходимо снять междуполюсные перегородки, слить масло из полюсов, отсоединить нижние шины, снять нижние крышки с неподвижными розеточными контактами, вынуть дугогасительную камеру и распорные цилиндры. Вынутые детали промыть маслом и осмотреть. Перевести выключатель в положение «вкл» и осмотреть наконечник подвижного контакта.

Для замены или ремонта подвижного контакта необходимо произвести дальнейшую разборку полюса, для чего отсоединить верхние шины, снять корпус с механизмом, предварительно отсоединив его от изоляционного цилиндра и изоляционной тяги, снять планку и вынуть роликовые токоотводы. Перевести механизм в положение «откл» и отсоединить стопорную планку и подвижный контакт. Оборку цилиндра выполняют в обратной последовательности.

Рис. 6. Полюс выключателя ВМПП-10:
1 – нижняя крышка, 2 – нижний фланец, 3 – цилиндр, 4 -верхний фланец, 5 – корпус, 6 — головка, 7 — верхняя крышка, 8 — пробка маслоналивного отверстия, 9 — клапан, 10 — подшипник, 11 – буфер, 12 – внутренний рычаг механизма, 13 — уплотнение, 14 – вал механизма, 15 — механизм, 16 — наружный рычаг механизма, 17 – направляющий стержень, 18 – токоотводы (4 токоотвода на 20 кА и 6 на 31,5 к А на выключатель с номинальным током 630 А, 6 на 1000 А и 10 на 1600 А), 19 – втулка, 20 – планка, 21 -дугогасительная камера, 22 – маслоуказатель, 23 – распорный цилиндр, 24 – подвижный стержень, 25 – серьга, 26 – пружина

Ремонт основных узлов и деталей масляных выключателей. Ремонт приводного механизма. Осматривают, чистят вал и подшипники. Проверяют, Нег ли трещин в подшипниках. Прочищают отверстие для смазки. Вал не должен иметь продольного люфта более 0,5—1 мм. В противном случае вал снимают дЛя ремонта. Для этого предварительно расчленяют двуплечий рычаг, сидящий на валу, с тягой передаточного механизма от привода и расшплинтовывают валики, которыми соединяют верхние ушки отключающих пружин и рычага. Валики вынимают, отвертывают гайки и снимают болты, крепящие подшипники к раме. Через вырезы в раме снимают вал вместе с подшипниками. Снимают с вала подшипники и на вал надевают шайбы необходимых размеров. Прочищают шейку вала и подшипника. После этого вал собирают вместе с подшипниками и устанавливают в обратной последовательности. Щупом проверяют величину зазора между заплечиком вала и торцом подшипника, который должен быть в пределах 0,5—1 мм на каждый подшипник.

Рис. 7. Маслоуказатель ВМПП-10
1 – колпак, 2 – стеклянная труба, 3 – фланец, 4 — уплотнение, 5 — штуцер, 6 – шарик, 7 – корпус

Ремонт масляного буфера. Проверяют ход поршня буфера, воздействуя рукой на шток, отжимая поршень в крайнее нижнее положение до упора в дно корпуса. Поршень под действием пружины должен подняться в исходное положение. В случае заедания или других ненормалыюстей в работе буфера его разбирают. Отвинчивают специальную гайку, вынимают шток, поршень и пружину, выливают масло из корпуса.

Все детали осматривают и очищают. Ржавчину и заусенцы зачищают шкуркой.

Ремонт маслоуказателя ВМПП-10. Если при сливе масла была замечена неисправность, маслоуказатель разбирают, для чего снимают колпачок, стеклянную трубку и прокладку-уплотнение, а затем (для ВМГ-133) выворачивают стержень и канал в корпусе продувают. Собирают маслоуказатель в обратной последовательности. В выключателе ВМГ-10 вместо маслоуказателя сделано окно.

Ремонт проходного изолятора. Для проверки и замены испорченных деталей изолятора его разбирают. Отвертывают болты, крепящие кронштейн к колпачку, и кронштейн снимают. Вынимают шайбу и манжету. Ослабляют болты (для ВМГ-133) полухомутов, снимают полухомуты. Выталкиванием вверх вынимают трубку и отделяют манжету с шайбами.

Снимают полукольцо (полухомут) и пружину. Сборку изолятора выполняют в обратном порядке. Проверяют кожаные манжеты, которые должны быть достаточно упругими и эластичными, проверяют крепление полухомутов. Если нажимная пружина имеет поджатые друг к другу витки, ее заменяют новой, так как при больших токах пружина образует замкнутый виток, перегревается и это может привести к обугливанию бакелитовой трубки и манжет. По той же причине стяжные винты полухомутов должны делаться из латуни.

Для выключателя ВМГ-10 порядок разборки изолятора аналогичен. Изолятор освобождают от болтовых соединений, снимают скобу, вынимают промежуточные изоляционные детали — кольцо, шайбу, манжету, втулку. Снимают пружинное и стягивающее полукольца, вынимают резиновую шайбу. Заменяют изношенные детали. После этого изолятор собирают в обратной последовательности.

Рис. 8. Отключающая пружина выключателя ВМГ-10:
1 – верхнее ушко, 2 – отверстие под соединительную ось, 3 -пружина, 4 – нижнее ушко, 5 – хвостовик с резьбой, 6 – контргайка, 7 – уголок рамы, 8 — натяжная гайка

Рис. 9. Проходные изоляторы выключателей:
а — ВМГ-10, б — ВМГ-133; 1 — фланец, 2 — фарфоровый изолятор, 3 — бакелитовая трубка, 4 — колпачок, 5 – токоведущая скоба, 6 — кольцо (фасонная шайба), 7, 15 и 19 — шайбы, S — кожаная манжета, 9 – втулка, 10 — полукольцо, 11 — пружинное кольцо, 12 — прокладка, 13 – армировочная замазка, 14 — канавка во фланце с уплотняющей прокладкой, 16 — пружина, 17 — полухомут, IS — нижняя кожаная прокладка

Ремонт изоляционных рычагов и тяг. При осмотре обращают внимание на состояние приварки проушин к колпачкам изолятора тяги ВМГ-133. В этих местах не должно быть трещин. Армировочные швы тяг зачищают и прокрашивают масляной краской с целью создания влагонепроницаемой пленки.

Сколы фарфора тяг, проходных или опорных изоляторов площадью 1,1 — 1,5 см 2 очищают и покрывают изоляционным лаком (бакелитовым). При сколах большей площади изоляторы заменяют. Изоляционные рычаги и тяги не должны иметь повреждений лаковой поверхности.

Ремонт дугогасительной камеры. При загрязнении копотью, при наличии небольших наплывов металла на рабочих поверхностях, поверхностного обугливания перегородок, которое не увеличивает сечения дутьевых каналов, достаточно произвести зачистку этих поверхностей мелкой наждачной шкуркой, промыть трансформаторным маслом и протереть тряпкой. Подтягивают нажимные гайки стяжных шпилек и проверяют отсутствие просветов между отдельными пластинами. Перекошенные и покоробленные пластины заменяют.

Проверяют нижнюю пластину I, которая должна быть из фибры. Увеличение внутреннего диаметра фибрового вкладыша до величины 28-30 мм (для ВМГ-10), увеличение отверстия в перегородках между первой и второй щелями до 3 мм в сторону выхлопных каналов недопустимо. Испорченные детали заменяют на новые.

Рис. 10. Дугогасительная камера выключателя ВМГ-10:
1 — фибровое кольцо, 2 – поперечные дутьевые каналы, 3 — карманы, 4 – фибровое кольцо, 5 — текстолитовые стяжные шпильки с гайками

После подтяжки болтов проверяют высоту щелей камеры, которые должны соответствовать заводским инструкциям.

При переборке камеры с заменой пластин необходимо: отвернуть нажимные гайки, снять со стяжных шпилек необходимое количество пластин, установить новую пластину и положить снятые пластины в том порядке, в каком они были установлены до разборки, после чего зажимные гайки подтянуть. После переборки камеры проверяют, нет ли выступающих краев и заусенцев в центральном отверстии для прохода подвижного контакта. Заусенцы и выступающие края должны быть подрезаны и зачищены.

Ремонт розеточного неподвижного контакта. Если ламели розеточного контакта имеют оплавления или небольшие наплывы металла, достаточно их зачистить. Размеры ламелей не должны отличаться от заводских более чем на 0,5 мм. После зачистки ламелей не должно

оставаться раковин глубиной более 0,5 мм. Более поврежденные ламели рекомендуется поменять местами с менее поврежденными. При наличии сильных раковин и при сквозных прожогах тугоплавкой облицовки ламели заменяются.

Бакелитовое кольцо не должно иметь расслоения и трещин, иначе оно заменяется. Замена на металлическое кольцо не допускается, так как оно создаст короткозамкнутый виток и при больших токах приведет к перегреву. На пружинах не должно быть трещин и раковин.

Разборку розеточного контакта выполняют в такой последовательности : вывертывают винты из кольца, удерживая розетку, снимают кольцо, при этом пружины выпадают, вывертывают болты, чем отсоединяют ламели от гибких связей, а гибкие связи от основания розетки, вынимают опорное кольцо.

Рис. 11. Неподвижный розеточныи контакт выключателей ВМГ-10 и ВМПП-10:
1 — крышка, 2 — фиксатор, 3 — опорное кольцо, 4 — кольцо, 5 — ламели, 6 — пружина, 7 — винт (болт), 8 – гибкая связь, 9 — маслоспускная пробка, 10 — рокладка, 11 — маслоспускной болт

При сборке розеточного контакта следует обратить внимание на то, чтобы в собранном контакте ламели были установ-1 пены без перекосов и находились в наклонном положении к оси розетки с касанием между собой в верхней части.

Проверяют нажатие пружин на ламели и измеряют усилие, необходимое для стягивания розетки с медного стержня 0 22 мм, введенного в розетку. К стержню крепится диск массой 0,5 кг, и при подъеме розетки она должна удерживать этот груз за счет сжатия пружин на ламелях.

Ремонт подвижного контакта. При замене наконечника подвижного контакта новый наконечник должен быть ввинчен до отказа так, чтобы зазора между наконечником и стержнем не было. Стык в четырех местах следует надежно закернить. Поверхность стыка откатать гладким роликом, наконечник проточить. При значительных повреждениях медной части стержня последний заменяют новым.

Ремонт контактной части. При наличии оплавлений, раковин, грязи и коррозии контактную поверхность очищают бензином и запиливают напильником, не искажая профиля контактной детали.

Луженые гальванические или посеребренные контактные детали только протирают.

Ремонт внутренней баковой изоляции. Нижний и верхний изоляционные цилиндры, имеющие трещины, заменяют. Бакелитовая трубка не должна иметь ожогов, расслоений и трещин. Загрязнения копотью отмывают трансформаторным маслом. При царапинах или ожогах поврежденные места протирают тампоном, смоченным в чистом авиационном бензине, зачищают шкуркой и покрывают лаком воздушной сушки (бакелитовый, глифталевый).

После ремонта и замены дефектных деталей выключатель собирают в обратной последовательности. Выключатель ВМГ-10 в отличие от ВМГ-ГЗЗ собирать проще: часть элементов (розеточный контакт) устанавливают снизу, а остальные — сверху цилиндра. Зазор между верхом ро-зеточного контакта у ВМГ-133 и низом дугогасительной камеры равен 14-16 мм.

В случае отклонения зазора от требуемой величины необходимо установить дополнительные прессшпановые прокладки или уменьшить высоту опорного кольца розеточного контакта. Для ВМГ-10 этот зазор равен 2-5 мм и определяется прямым замером. При установке верхнего изоляционного цилиндра проверяют совпадение отверстий в изоляционном и основном цилиндрах. Регулируют ход подвижного контакта, который должен при положении «вкл» войти в розеточный контакт для ВМГ-10 на 40 мм под действием собственной массы. В случае необходимости устраняют заедания хода подвижного контакта. Регулируют полный ход подвижного контакта, который должен быть равен 210 + 5 мм.

После регулировки контактной системы выключатель заливают маслом (до 1,5 -1,6 кг в каждый цилиндр).


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум