Типы зданий литейных цехов

Категория:
Литейные цеха


Типы зданий литейных цехов

Развитие литейного производства в СССР в предвоенные и послевоенные годы шло по пути проектирования мелких и средних цехов, причем для каждого литейного цеха составлялся индивидуальный проект. В таких цехах предусматривалось изготовление отливок значительного развеса. При ограниченной их мощности исключались условия для эффективной механизации производства, особенно при изготовлении крупных отливок, и организации специализированных потоков. Из числа чугунолитейных цехов, проектировавшихся в послевоенное время, 85% не превышали по мощности 10 000— 12 000 т/год, а 60% цехов имели мощность до 5000 т/год. Несколько большей мощности проектировались фасонно-сталелитейные цехи, однако и здесь оптимальные масштабы производства не учитывались.

В конце 50-х годов были изменены и приведены в соответствие с задачами специализации литейного производства ранее сложившиеся методы проектирования литейных цехов.

В настоящее время литейное производство развивается по пути строительства крупных специализированных цехов и заводов, что позволяет создать механизированные технологические потоки как в массовом и крупносерийном, так и в мелкосерийном производст-стве. Средняя проектная мощность цеха к 1970 г. увеличилась более чем в 5 раз. Из числа чугунолитейных цехов, строящихся и намеченных к строительству в последние годы, нет ни одного с годовым выпуском ниже 20 000 т.

В связи с изменением в проектировании изменились и требования к зданиям литейных цехов.

В 30—40-х годах крупные литейные цехи имели, как правило, многопролетное квадратное или почти квадратное здание. В 1945— 1955 гг. характерным типом зданий крупных литейных цехов являлись П-образные здания.

В настоящее время планировки зданий П- и Ш-образной формы не рекомендуются. При проектировании цехов типового ряда наиболее характерным компоновочным решением являются вытянутые трехпрелетные здания со значительным отношением длины к ширине. В таких зданиях обеспечивается эффективная механическая вентиляция, аэрация и освещение, а также создание технологических потоков.

в последние годы в мировой практике наметилась тенденция к использованию для литейных цехов двухэтажных зданий и более. В Советском Союзе пеовый двухэтажный цех серого чугуна построен в середине 30-х годов на автозаводе имени И. А. Лихачева, в 70-х годах запущен двухэтажный чугунолитейный цех на Минском тоакториом заводе. Двухэтажный цех «Темза» построен фирмой Форд в Англии. Цех фирмы «Холлей» (США) литья в металлические формы расположен на трех этажах. В ЧССР спроектирован иех мощностью 20 ООО т литья в год фитингов, расположенный в четырехэтажном здании, и др.

Двухэтажные здания могут рассматриваться как типовые для конвейерных литейных цехов с развесом отливок до 100—200 кг (чему соответствует нагрузка на перекрытия, не превышающая 2 т/м2). При весе отливок до 5 т рекомендуется смешанное проектное решение с двухэтажным средним пролетом.

На втором этаже пролета располагается стержневое отделение, а на первом — склад оснастки и стержней. Такое объемное решение способствует кратчайшей подаче оснастки ко всем рабочим местам. При использовании двухэтажных зданий на втором этаже размещают все основные производственные участки, а на первом — вентиляционные установки, подстанции, склады моделей и стержневых ящиков, бытовые помещения и другие вспомогательные участки. При таком решении отсутствуют пристройки к зданию и весь периметр производственных помещений остается открытым, что резко улучшает условия аэрации и освещения.

Для производства отливок развесом до 1 т или при применении формовочных машин или линий грузоподъемностью до 5 тс предпочтительно двухэтажное исполнение цеха в случае развитых транспортных средств, расположенных ниже уровня пола основных производственных отделений. При наличии высокого уровня грунтовых вод допускается проектирование двухэтажных цехов и для отливок большего развеса. При наличии соответствующих обоснований предусматривается устройство пандусов для въезда колесного транспорта на второй этаж.

Независимо от этажности здания компоновочно-строительные решения должны обеспечивать удобное взаиморасположение производственных отделений и участков цеха с учетом последовательности технологического процесса, кратчайшие транспортные линии, локализацию участков с пыле- и тепловыделением и по возможности размещение технологического и транспортного оборудования в надземных помещениях.

При разработке строительной части проекта литейного цеха следует максимально использовать унификацию пролетов, высоту зданий и строительных конструкций с целью обеспечения сборности зданий и индустриализации строительных работ.

Анализ большого количества проектов литейных цехов позволил выявить взаимосвязь размеров ширины и высоты пролетов, что легло в основу унифицирования параметров зданий литейных цехов.

При проектировании литейных цехов следует применять утвержденные Госстроем СССР унифицированные типовые секции (УТС), которые обеспечивают взаимозаменяемость строительных элементов и конструкций и создают условия для индустриализации и механизации строительства. Применение УТС сокращает сроки строительства и уменьшает его стоимость. Схемы УТС зданий для литейных цехов приведены на рис. 1.

Рис. 1. Схемы унифицированных типовых секций зданий для литейных цехов: а — одно- и двухэтажных; б — компоновка секций

Унифицированные типовые секции для одноэтажных зданий литейных цехов имеют размеры в плане 144X72 м и 72X72 м при сетке колонн 24X12. Высота пролетов при подвесном подъемно-транспортном оборудовании грузоподъемностью до 5 тс включительно равняется 10,8 м; при мостовых кранах грузоподъемностью до 30 т включительно— 10,8; 12,6; 16,2; 18 м.

Типовые секции для двухэтажных зданий принимают размером в плане 96×72 и 72×72 м при сетке основных колонн 24 X 12 и сетке колонн первого этажа 12X6 м. Высота первого этажа составляет 7,8 м, общая высота здания (от уровня чистого пола до низа ферм покрытия) — 16,2 и 18 м.

УТС двухэтажных литейных цехов разработаны для зданий без перепада высот. Здания литейных цехов проектируют прямоугольной формы без выступающих элементов и пристроек. Максимальная ширина корпуса допускается 96 (24X4) м. Длина корпуса цеха зависит от технологического процесса и транспортных средств.

Для размещения вспомогательных и подсобных помещений, а также электро- и санитарно-технического оборудования в одноэтажных многопролетных зданиях допускается устройство планировочных вставок шириной 6 м и более, принимаемых кратными 6 м. Подвалы устраиваются только по технологическим требованиям при технико-экономическом обосновании. Подвальные этажи проектируются с сеткой колонн 6×6 или 6X9 м и высотой, кратной 0,6 м.

При проектировании крановых эстакад величину пролетов и отметки подкрановых путей следует назначать на основе унифицированных параметров одноэтажных зданий. Если крановые эстакады примыкают к зданию, устраивают вставки, при этом размеры вставок должны обеспечивать возможность устройства сквозных проходов на уровне подкрановых путей (в открытых эстакадах) и водостока с покрытия (в крытых эстакадах).

Проектирование силосных складов должно вестись в соответствии с требованиями строительных норм СН302-65 «Указания по проектированию силосов для сыпучих тел». Силосные склады, как правило, проектируют с круглыми силосами. Силосы внутри зданий проектируют квадратными из сборных конструкций.

В зависимости от размеров и грузоподъемности кранового оборудования конструкция здания по роду применяемого строительного материала может быть металлическая, железобетонная и смешанная.

Металлические конструкции состоят из металлических колонн, подкрановых путей, строительных ферм, фонарей и т. д. Такие конструкции применяются для зданий с большими пролетами и кранами значительной грузоподъемности, как, например, с пролетом 30 м и более, шаг колонн 12 м и более, с мостовыми кранами грузоподъемностью более 30 тс и консольными передвижными кранами. Металлические конструкции применяются также для зданий, в которых происходит нагревание несущих конструкций, оказывающее разрушительные действия на железобетон.

Железобетонная конструкция производственного здания состоит из железобетонных колонн, связующих рам, балок, подкрановых элементов зданий, несущих сборных конструкций для покрытий. Железобетонные конструкции могут быть монолитными и сборными. Большее распространение имеют сборные конструкции.

Проектирование литейных цехов ведется в соответствии с требованиями норм проектирования СНиП II-M.2—71 «Производственные здания промышленных предприятий», СНиП II-A.4—62 «Единая модульная система», СН118-68 «Указания по строительному проектированию предприятий, зданий и сооружений машиностроительной промышленности» и «Нормы технологического проектирования машиностроительных предприятий. Литейные цехи, 1969 г.».

При проектировании и строительстве литейных цехов необходимо исходить также из указаний «Основные направления повышения технического уровня строительства на 1971—1980 гг.» Госстроя СССР. Согласно этим указаниям, основным направлением в типовом проектировании предприятий машиностроения следует считать разработку новых типовых решений конструкций и изделий. Для машиностроения разрабатызаюттиповые решения технологических линий, узлов, участков и схем, секций, пролетов, сечений конструкций и деталей.

При проектировании зданий цехов машиностроительных заводов будут более широко применяться стальной профилированный настил с эффективным утеплителем, керамзитобетонные плиты покрытий, типовые конструкции из алюминиевых сплавов — для заполнения оконных и дверных пролетов, перегородок подвесных потолков и другие современные материалы и конструкции.

Проекты должны учитывать, что планировка цехов поточного производства должна быть предельно компактной. Необходимо проектировать такие новые предприятия машиностроения, которые ко времени ввода их в эксплуатацию по своим архитектурно-композиционным, конструктивным достоинствам, технико-экономическим показателям и качеству выпускаемой продукции значительно превосходили бы аналогичные действующие отечественные и зарубежные предприятия.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум