Возникновение слесарного ремесла, развитие техники слесарного дела

Категория:
Слесарные работы - общее


Возникновение слесарного ремесла, развитие техники слесарного дела

Основным материалом в металлообрабатывающей промышленности и машиностроении являются металлы.

Добыванием и обработкой металлов люди занимались с древних времен. Металл использовали для изготовления оружия, орудий труда, предметов быта. Из него делали мечи и щиты, топоры, серпы, косы, сосуды для варки пищи, различные украшения и многие другие изделия.

В древней Руси металлические изделия изготовлялись ремесленниками-кузнецами. Развитие кузнечного ремесла привело к разделению труда среди ремесленников. Одни кузнецы выполняли крупные и грубые работы, другие — мелкие и тонкие работы, появились кузнецы-гвоздочники и скобочники, колечники и денежники, бронники и стрельники. Возникла новая отрасль кузнечного ремесла — холодная ковка металла, т. е. ковка без нагрева металла.

На основе разделения труда в кузнечном ремесле и применения холодной ковки начало складываться новое ремесло — – слесарное. Оно отделилось от кузнечного ремесла в XIV—XV вв. и стало самостоятельно развиваться вместе с общим развитием техники. Слесарное ремесло заключалось в мастерстве ручной холодной обработки металлов. Слесари были мастерами, изготовлявшими вручную разнообразные металлические изделия, в том числе и механизмы, вначале простейшие (например замки), а затем все более сложные.

С развитием техники ручной способ изготовления изделий уже не мог удовлетворить промышленность, так как производительность труда была слишком низкой, а стоимость изделий очень высокой.

Человек с давних времен искал пути замены тяжелого и непроизводительного ручного труда трудом механическим. В производстве металлических изделий поиски эти привели к созданию металлообрабатывающих станков, в первую очередь для сверления отверстий и для обработки круглых деталей. В 1712 г. в Петербурге русский слесарь-механик Андрей Константинович Нартов сконструировал первый в мире токарный металлорежущий станок с самоходным суппортом1, чем резко облегчил и улучшил выполнение токарных операций. Нартов создал и другие замечательные станки, в частности копировально-токарные, равных которым тогдашняя мировая техника не знала.

До конца XVIII в. фабрики и заводы пользовались для приведения в действие машин и механизмов только водяными двигателями— так называемыми вододействующими колесами. Поэтому промышленные предприятия строились главным образом по берегам рек. Зимой, когда вода в реке замерзала, и летом при сильных спадах воды фабрики нередко прерывали работу. Для устранения перерывов в работе необходимо было создать новый, более удобный двигатель, всегда готовый к действию. Такой двигатель был изобретен и построен в 1766 г. русским механиком горным мастером Иваном Ивановичем Ползуновым. Этот первый в мире двигатель промышленного назначения представлял собой паровую двухцилиндровую машину, которая могла приводить в действие одновременно многие заводские машины и механизмы.

Русские механики, отец и сын Черепановы, крепостные уральских горнозаводчиков, в 1833—1835 гг. построили на нижнетагильских заводах два паровоза. Под их непосредственным руководством были построены и различные металлорежущие станки — токарные, строгальные, сверлильные, винторезные, а также механические молоты большой мощности, прокатные станы, воздуходувки.

На рубеже XVIII и XIX вв. русские механики Лев Собакин, Алексей Сурнин и др. создали много машин новых типов, в том числе серию весьма совершенных для того времени металлообрабатывающих станков.

Развитие отечественной и мировой техники многим обязано талантливым русским людям, которыми во вое времена Россия была богата. Эти «умельцы», как их называл народ, были разносторонне развитыми специалистами, блестяще разрешавшими труднейшие технические задачи.

Появление и быстрое распространение металлообрабатывающих станков, паровых машин, а позднее и электродвигателей позволило почти полностью устранить ручной труд при изготовлении деталей машин. Слесари постепенно уступили место в производстве деталей машин рабочим-станочникам — токарям, фрезеровщикам, шлифовщикам и др.

Но все же слесари производили вручную сборку машин и механизмов, подгонку деталей при сборке, наладку машин, ремонт их, а также изготовляли инструменты и другие металлические изделия. Они по-прежнему оставались слесарями-универсалами, т. е. мастерами, от которых требовалось умение производить все операции по обработке металлов.

После Великой Октябрьской социалистической революции началось восстановление и реконструкция старых и строительство новых машиностроительных заводов. Все предприятия машиностроения оснащались современной техникой, производство развивалось на основе передовой технологии. За годы довоенных пятилеток в СССР были созданы новые отрасли машиностроения — станкостроение, тракторостроение, автостроение и др. Наряду с этим развивалась инструментальная промышленность, были созданы новые инструментальные и приборостроительные заводы.

В последние годы получили распространение новые способы обработки металлов, созданные советскими инженерами и техниками; среди них электроискровой способ, позволяющий обрабатывать металл любой твердости без применения режущего инструмента.

Существовавшая ранее профессия слесарей-универсалов подразделилась по специализированным видам работ, например: слесари-лекальщики,- слесари по штампам, слесари по приспособлениям, слесари по уходу за средствами механизации, слесари по ремонту заводского оборудования, сельскохозяйственных машин, орудий и др.

В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования профессия слесаря приблизилась к профессиям рабочих-станочников. Так, от слесарей инструментальщиков теперь требуется умение работать на шлифовальных станках; от слесарей по ремонту оборудования — умение работать на токарном, строгальном, фрезерном и шлифовальном станках. В числе вновь возникших профессий существенное место начинают занимать слесари-наладчики различных станков, полуавтоматов и автоматов.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум