Башенные и мачтовые сооружения

Категория:
Сборка металлоконструкций


Башенные и мачтовые сооружения

К сооружениям башенного и мачтового типа относят радиомачты, радиобашни, опоры линий электропередачи (ЛЭП) и каркасы опор дымовых и вытяжных труб. Решающими нагрузками на эти сооружения являются ветровые воздействия, а вертикальные силы имеют сравнительно небольшую величину. Сооружения башенного типа — свободностоящие, а мачтового — укреплены оттяжками.

Радиомачты представляют собой пространственную четырех или трехгранную конструкцию решетчатого типа. В отдельных случаях радиомачты проектируют в виде цилиндрической оболочки с коническим уширением в нижней части. Радиомачты на оттяжках служат опорами проволочных антенн.

Радиомачта состоит из ствола, оттяжек с изоляторами и винтовыми стяжками, опоры под стволом мачты, центрального фундамента под опорой и анкерных фундаментов для крепления оттяжек.

Типовые мачты для двухпрограммного телевидения имеют высоту 190, 235, 350 м и квадратный в плане ствол 2,5X2,5 м. Мачты монтируют из типовых секций треугольной формы. Из секций с базой 2000 мм из труб и круглой стали собирают мачты высотой 350 м; с базой 1350 мм из труб — мачты высотой до 250 м; c. базой 800 мм из круглой стали — мачты высотой до 100 м.

Мачты со стволом в виде цилиндрической трубы монтируют из секции длиной 4,5 и 6 м и диаметром 1020, 1600, 2500, 3250 мм в зависимости от высоты мачт. Все секции соединяют на фланцах и болтах. Секции, к которым крепят оттяжки, и верхняя секция имеют дополнительные фасонки. Число ярусов оттяжек колеблется от 2 до 6. Промежуточные секции, так же как и оттяжечные, имеют пояса и распорки из труб, а раскосы из круглой стали.

Унифицированные радиомачты высотой 100.. .240 м собирают из трех стандартных секций (отправочных элементов)—опорной, рядовой и лацменной — оттяжечной. Все секции имеют единые геометрические размеры, значительно сокращено количество типов деталей в каждой секции. Рядовая секция имеет пять типов основных деталей, максимальное число технологических операций для обработки деталей — не более двух; пояса, раскосы и распорки обрабатывают за одну операцию.

Радиобашни тяжелее и дороже радиомачт, но для них требуется меньшая площадь застройки, что особенно важно в условиях города. Баш ля имеет переменную по высоте ширину: в нижней части — ‘/t,.. .’/15 высоты, вверху— 1…2 м. Для уменьшения ветрового дав-хе.г.ьх радиобашни изготовляют из труб и круглой стали.

Рис. 1. Радиомачта-излучатель: 1 — ствол, 2 — оттяжки, 3 — изоляторы, 4 — опоры

Решетку радиобашен делают ромбической или крестовой с дополнительными распорками. Трехгранные трубчатые башни применяют чаще всего в качестве излучателей (башен-антенн) при высоте до 200 и. Для подвески сложных многоярусных антенн используют четырехгранные башни, так как трехгранные башни хуже работают на кручение при одностороннем обрыве антенн. В четырехгранных радиобашнях в местах переломов поясов, но не реже чем через 8 м устанавливают диафрагмы в виде решетки. В трехгранных башнях диафрагмы не ставят, так как поперечное сечение сооружения геометрически неизменяемо.

3 типовых конструкциях радиобашен повторяемость и взаимозаменяемость отправочных элементов достигнута за счет получения схемы любой башни из большей башни путем отсечения нижней части. Так, например, каждая башня высотой 108…204 м состоит из семи отправочных элементов длиной 8 м в верхней части и трех— девяти монтажных элементов длиной по 16 м в нижней части. Монтажные элементы соединяют на фланцах. Пояса трехгранных башен изготовляют из труб диаметром 152. ..426 мм и соединяют между собой крестовой решеткой, состоящей из трубчатых распорок и гибких раскосов из круглой стали со стяжными муфтами.

Распорки прикрепляют к фасонкам, зажатым между фланцами поясов. Во избежание попадания влаги внутрь труб по торцам всех элементов из труб ставят заглушки. Контроль натяжения раскосов и выверку геометрической схемы выполняют после монтажа всей башни.

Опоры линий электропередачи (ЛЭП) предназначены для подвески проводов, передающих электрическую энергию от мест ее получения к потребителям.

По назначению опоры подразделяют на следующие типы: промежуточные, поддерживающие провода; анкерные, воспринимающие натяжение проводов; концевые, устанавливаемые на концах линии перед подстанцией; угловые, устанавливаемые в углах поворота линии; переходные, устанавливаемые на пересечении рек и оврагов— там, где образуются большие пролеты. При прохождении трассы по равнинной местности количество промежуточных опор составляет около 85% от общего числа опор.

По конструкции опоры бывают одноствольными, несущими провода на консолях, и портальными двуствольными или четырех-ствольными, несущими провода на траверсе, которая соединяет ноги опор между собой. Промежуточные опоры воспринимают небольшие продольные усилия и поэтому их изготовляют плоскими. Анкерные, угловые и концевые опоры воспринимают значительные горизонтальные усилия. Поэтому портальные анкерные угловые и концевые опоры усиливают подкосами и оттяжками, а одноствольные делают с широкой базой. Заводские соединения элементов опор ЛЭП выполняют сварными, а монтажные — на черных болтах. Недостаток сварных опор ЛЭП заключается в том, что их отправочные элементы имеют большие габариты по ширине и высоте. Коэффициент использования железнодорожных вагонов при транспортировании таких элементов низкий.

Некоторые опоры ЛЭП изготовляют из уголков с отверстиями. Уголки при монтаже соединяют на болтах. При перевозке таких отправочных элементов повышается коэффициент использования транспортных средств. Однако болтовые опоры обычно используют при сечениях поясов не менее 70X70X6 мм, так как болты в меньших сечениях уголков не размещаются. Также не рационально применять болтовые опоры при усилиях в раскосах, требующих более двух болтов. Наиболее целесообразно применять такие опоры в том случае, когда для крепления к поясам раскосов достаточно одного болта.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум