Дерево в современном искусстве

Категория:
Вторая жизнь дерева


Дерево в современном искусстве

Великая Октябрьская социалистическая революция принесла с собой не только новый социально-экономический строй, но и внесла „ глубочайшие изменения в культуру и искусство. После победы Великой Октябрьской социалистической революции искусство становится подлинно народным, ибо служит миллионам людей.

Уже в первые годы Советской власти перед искусством были поставлены новые задачи. Оно должно было отвечать новым требованиям. Важнейшее из них — тесная связь искусства с действительностью, активное влияние его на формирование условий жизни человека. Искусству отводилась огромная роль в эстетическом воспитании народа.

Особое место в выполнении этой государственно важной задачи отводилось архитектуре и декоративно-прикладному искусству. Именно эти виды искусства являются основой формирования предметной среды, сопровождающей человека на каждом шагу его жизни, и способны не только решительным образом перестроить всю внешнюю среду, но и активно влиять на самого человека.

Перед архитектурой встали огромные и совершенно новые задачи: градостроительство, основанное на принципах социалистического искусства, строительство общественных и промышленных зданий, обеспечение жильем трудящихся.

Новые города, промышленные предприятия, дворцы культуры, театры, столовые, новые жилые дома должны строиться удобными и красивыми, чтобы человек чувствовал себя в них свободно, легко и во время труда и во время отдыха.

Забота о человеке, подлинно гуманистические идеи положены в основу всего дальнейшего развития советской архитектуры и искусства.

С каждым днем преображаются, меняют свой облик сотни крупных городов, чья история уходит своими корнями в глубь веков. Трудно найти на необъятных просторах нашей страны город, где не велось бы массовое жилищное строительство, не благоустраивались бы улицы и площади, не появлялись новые жилые районы, парки, скверы, сады.

Новые задачи были поставлены с первых лет революции и перед советским декоративно-прикладным искусством. Главная из них — удовлетворение все возрастающей потребности в удобных и красивых вещах. Важная роль отводится декоративно-прикладному искусству, как массовому и широко распространенному в эстетическом воспитании народа.

Для того чтобы выполнить эти задачи, необходимо было достичь тесного слияния искусства и промышленности. Только хорошо технически оснащенное промышленное производство способно обеспечить выпуск высококачественных изделий массовыми (миллионными) тиражами, сделать общедоступными подлинные произведения искусства. Поэтому уже в первые годы революции, несмотря на разруху, голод, военную интервенцию, уделялось большое внимание развитию тех отраслей промышленности, которые выпускали художественные изделия, предназначенные для быта трудящихся.

Был организован специальный Подотдел художественной промышленности при Отделе ИЗО Наркомпроса. Для подготовки кадров художников и художественно-образованных мастеров были организованы художественно-промышленные училища и экспериментальные мастерские.

В эти же первые годы в промышленность пришли многие талантливые художники. Они создавали образцы для тиражирования, активно вмешаваясь таким образом в переустройство социалистического быта.

Первый Нарком просвещения А. В. Луначарский говорил в своей лекции в Художественном театре в феврале 1921 г.: «Заставить искусство, т. е. вкус, навык, давать радостный облик вещи, заставить его примкнуть к промышленности — эта задача прекрасная и достижимая, хотя и не сразу. Заставить промышленность крепкими чугунными руками схватить художника и побудить его служить себе, помочь безрадостному конструктору-инженеру конструировать радостно — это тоже великолепная задача»1.

В последнее время художник-прикладник, как никогда прежде, работает вместе с инженером и конструктором в промышленности. Искусство все больше входит в сферу материального производства. Исключительное значение в этом отношении имеют вопросы художественного конструирования и технической эстетики. Создан специализированный Институт технической эстетики и его филиалы, организованы специальные художественно-конструкторские бюро. Происходит перестройка обучения в художественных и технических вузах.

Методы художественного конструирования все шире используются в изделиях промышленного производства. Художники-конструкторы начинают занимать ведущую роль в различных областях промышленности. Они работают на многочисленных предприятиях, в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах.

Все шире и шире становится круг тех вещей, в создании которых участвует художник. Это изделия из фарфора, стекла, керамики, текстиль, ковры, игрушки, мебель и холодильники, телевизоры, радиоприемники, автомобили и самолеты, станки и другое заводское оборудование.

Многочисленные художественные и промышленные выставки последних лет свидетельствуют не только о расцвете нашего декоративно-прикладного искусства, но и о том, что искусство все глубже и глубже проникает в жизнь и труд советских людей.

Много нового создается и в традиционных народных художественных промыслах. После Великой Октябрьской социалистической резолюции произошло четкое разделение между художественной промышленностью и народными художественными промыслами. Они работали и работают по-разному, в разных условиях, выполняя разные задачи, но подчиняясь одной общей цели: создать как можно больше красивых, удобных вещей, доставляющих радость людям.

Народные художественные промыслы в предреволюционные годы находились в жалком состоянии: некоторые совсем заглохли, в других — еле теплилась жизнь. Нередки были случаи, когда выпускались вещи, несвойственные народному искусству, рассчитанные на удовлетворение плохого, мещанского вкуса.

Если в плане хозяйственном и экономическом художественная промышленность и народные художественные промыслы идут разными путями, то в художественном плане такого резкого разграничения не может быть. Творчество художников — профессионалов, создающих новые образцы для промышленного производства, питается из тех же животворных источников народного искусства, которые развивают и мастера народных промыслов.

Сразу после установления Советской власти началось восстановление и возрождение народных художественных промыслов. В них видели хранителей самых ценных национальных традиций. Ручной труд, преобладающий в художественных промыслах, обусловливает небольшое количество выпускаемых изделий, нет каждое из них представляет собой большую художественную ценность.

Исследование, изучение, собирание произведений народного искусства становятся важной частью развития советского декоративно-прикладного искусства. Не случайно с самой ранней поры становления советского искусства проводятся экспедиции по сбору и изучению произведений народного искусства, открываются специальные отделы в музеях, регулярно проводятся выставки.

В 1921 году в залах Государственного Исторического музея была организована выставка «Крестьянское искусство». Эта выставка впервые познакомила общественность с подлинными шедеврами русского народного искусства: различными предметами крестьянского бытового обихода из дерева, бересты, глины, с вышивками, игрушками и т. д.

Художественные изделия из дерева и мебель, выпущенные в первые годы после революции, были представлены на Первой

Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году.

В 1926—1927 годах Государственным Институтом истории искусств были проведены комплексные экспедиции по изучению крестьянского искусства в Заонежье и на Крайнем Севере. В 1932 году для изучения и руководства народными художественными промыслами был организован специальный институт (ныне Научно-исследовательский институт художественной промышленности Министерства бытового обслуживания населения).

Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Эрмитаж, НИИ художественной промышленности регулярно проводят экспедиции в различные районы страны для сбора и изучения народного искусства.

Никогда до Октябрьской революции народное искусство так тщательно не собиралось и не изучалось, как это делается теперь многими научными и творческими организациями. Мастера народного декоративного искусства, пользуясь многосторонней помощью государства, объединяются в крупные творческие коллективы, укрепляется экономическая и техническая база, расширяется тематика работ. Все чаще в произведениях декоративно-прикладного искусства находят себе место темы, связанные с современностью. Изделия художественных промыслов пользуются широким спросом в нашей стране и за рубежом. Они украшают крупнейшие музеи Советского Союза, демонстрируются на всесоюзных и международных художественных и промышленных выставках.

Среди народных художественных промыслов, возрожденных в первые годы революции и успешно развивающихся сейчас, есть целый ряд всемирно известных промыслов по художественной обработке дерева. Их изделия отличаются неповторимым своеобразием и красотой. Большинство из них существует в тех районах, где издавна занимались художественной обработкой дерева. Прежде всего, это Поволжье (Горьковская область), которое славилось своими неповторимыми художественными изделиями из дерева. В Семеновском и Ксвернинском районах выпускают единственные в своем роде хохломские изделия с яркой росписью (черной, красной с дополнением желтого и зеленого цветами) по золотому фону или, наоборот, с золотым орнаментом по черному или красному фону. Хохломской росписью украшают ложки, миски, бочата, поставцы, ковши, детскую мебель и др. В Городецком районе, где когда-то делали резные и расписанные донца для прялок, сейчас расписывают детскую мебель, декоративные настенные панно и блюда. В селах Семенове, Федосееве, Полоховском, Майдане делают игрушку: матрешек, коней, яркие расписные погремушки, свистульки, бочата, санки и коники. И в каждом из этих мест игрушка особенная, ни на одну другую не похожая.

Также богата промыслами, изготавливающими художественные изделия из дерева, и Московская область. Самая древняя из самых интересных — Богородская фабрика резной деревянной игрушки (Загорский район). Режут там из липы затейливую, забавную выразительную игрушку «с движением»: то это мужик с медведем — молотобойцы, то два упрямых козлика, встретившиеся на мосту, то медведь, моющийся под душем. Большим успехом пользуются игрушки на современную тему: веселые мишки, отправляющиеся на Луну, возвращающиеся из Космоса или работающие на современных станках. Делают в с. Богородское также декоративную скульптуру из дерева сравнительно крупных размеров: многофигурные композиции на темы русских народных сказок или отдельные фигуры животных.

В Загорске делают токарные и столярные сувениры с росписью и выжиганием и многочисленных матрешек. В г. Хотьково изготавливают декоративные изделия из дерева с плоскорельефной орнаментальной резьбой, так называемой абрамцевско-кудринской. Токарную росписную игрушку делают также а Нарофоминске,

В г. Кирове из капокорня делают коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы и т. д. Красивая текстура капокорня делает небольшие сувениры очень ценными и каждый раз неповторимыми. Славится шемсгодская прорезная береста Вологодской области.

После Великой Октябрьской социалистической революции в полную меру раскрылись народные таланты. Искусство художественной обработки дерева, развивающееся сейчас в ряде республик,— яркое свидетельство его многонационального характера. Наиболее интересны унцукульская насечка в Дагестане (изготовление трубок, тростей и др. вещей из дереза с инкрустацией металлом), литозская деревянная скульптура, гуцульская резьба и инкрустация по дереву, карельские сувениры из дерева и др.

Произведения мастеров каждого из этих промыслоз отличаются ярким национальным своеобразием. В них сохраняется го лучшее, что веками создавалось народом. Они тем более ценны, что сделаны вручную, никогда точно не повторяют одна другую.

В отличие от народных художественных промыслов, где дерево находит себе такое широкое применение, в промышленности и в архитектуре оно используется сейчас значительно меньше, так как в большой мере вытеснено новыми материалами.

Дерево по-прежнему остается основным материалом в производстве мебели. Большие декоративные возможности дерева используют в оформлении современных общественных интерьеров: зрительных залов, кафе, столовых. Очень интересны работы архитекторов и художников Литвы и Эстонии, которые не только широко применяют дерево, но и хорошо сочетают традиционные формы мебели и других предметов обихода с современным интерьером в целом.

В первые годы Советского государства в строительстве общественных и мемориальных сооружений значительное место отводится древесине.

Выдающимся событием 20-х годов было строительство ансамбля Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. В строительстве ее отдельных павильонов наряду с творческим использованием традиций русского и мирового зодчества были применены новые оригинальные технические приемы, особенно в деревянных сборных конструкциях.

Главный архитектор строительства выставки А. Щусев, как сообщает газета «Туркменская правда»1, писал: «Прежде всего наша выставка представляет собой колоссальнейшего значения опыт применения в таколл обилии дерева для выставочных целей. Весь мир не знает такого опыта в строительстве ярмарок и выставок».

Не менее значительным событием в советской и мировой архитектуре было сооружение выставочного павильона на Международной выставке в Париже в 1925 году по проекту К. Мельникова. Павильон был сооружен из стекла и дерева, ярко, но гармонично окрашен. Конструктивная легкость, новизна и оригинальность форм выгодно отличали советский павильон от многих других павильонов буржуазных стран, решенных в манере ложноклассических форм.

Итогом творческих поисков в области архитектуры мемориальных сооружений первых лет Советской власти является Маз-золей В. И. Ленина, воздвигнутый по проекту А. Щусева. Первоначально Мавзолей был построен из дерева (1924 г.), а б 1930 году из красного, серого и черного гранита. Мавзолей В. И. Ленина — по существу новый тип надгробного сооружения: в нем совмещены надгробие и трибуны.

Интерьеры многих жилых и общественных зданий того времени декорируются деревом.

В 1937 году В. Ворносковым и его сыновьями был создан портал для одного зала выставки «Народное творчество». Он состоял из двух вертикальных и одной (верхней) горизонтальной частей, выполненных в плоскорельефной резьбе на тему «Охрана границ СССР».

Для входа на выставку Народного искусства в Москве Вор-носковы в 1939 году создали композицию, хорошо сочетающуюся с архитектурным решением арочных проемов здания. Выразительны исполненные в резьбе образцы зверей и птиц.

Особенно широко и разнообразно было использовано дерево в интерьерах ВДНХ. Своеобразием композиционного решения и техническим мастерством привлекали внимание резные работы в павильоне «Дальний Восток». Настенные архитектурные детали, панно и различные стенды были орнаментированы резьбой и мозаикой. Разнообразна тематика деревянных украшений, связанная с особенностями .национальной культуры.

Широко было применено дерево в декоративном убранстве интерьеров других павильонов выставки. В павильоне Башкирской АССР в композиции резных орнаментов использованы мотивы народного творчества. В павильоне Азербайджанской ССР использованы лучшие традиции народного искусства. Проемы больших окон закрыты ажурными решетками из орехового дерева, образующими геометрический орнамент — оправу для цветных стекол. Двери выполнены в виде маркетри из различных пород дерева и дополнены бронзовыми чеканной работы накладными украшениями.

В павильоне Туркменской ССР деревянный потолок был расписан изящными народными орнаментами. Резьба по дереву украшала его входные двери.

Великолепны были входные деревянные двупольные двери павильона Латвийской ССР, украшенные бронзой и золотистым яктарелл.

Гранитные колонны с медными капителями поддерживали Деревянный резной фронтон павильона Карело-Финской АССР. Крупная, выразительная по формам резьба гармонична и проста. С большим мастерством выполнена резьба деревянного входного портала.

Интерьеры некоторых других павильонов выставки декорированы натуральным деревом с росписью, наборным деревом и инкрустацией.

В Московском Государственном университете им. М. В. Ломоносова на Ленинских горах в Москве (арх. Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышев и А. Хряков, 1949—1953 гг.) одним из основных материалов в отделке интерьеров послужило дерево. В отделке аудиторий, читальных залов, рабочих кабинетов и лабораторий применены орех разных оттенков, красное дерево, карельская береза, палисандр, дуб и ясень, которые красиво сочетаются с белым кафелем, высококачественной штукатуркой и акустическими плитками.

Художественный щитовой паркет фойе актового зала, изготовленный из различных пород дерева, по композиции и цвету увязан с расписанными плафонами и фризом, украшенным мраморной флорентийской мозаикой.

Парадные интерьеры, примыкающие к актовому залу, отделаны сюжетными резными панно из ореха. Двухсветные гостиные с большими окнами в жилых корпусах отделаны высокими панелями из редких пород дерева.

Приемная ректората украшена яшмовыми колоннами с бронзовыми капителями, кабинет директора — живописным плафоном и деревянными панелями с красиво подобранной текстурой ореха.

Внутренние двери Университета отличаются простотой композиции и хорошо найденными пропорциями. Двери облицованы дубовым шпоном, горбыльки сделаны из массива дуба.

Входные однопольные двери в комнатах студенческого общежития изготовлены из сосны и оклеены фанерой. Лицевая поверхность отделана дубовым шпоном.

Дерево в современном общественном интерьере в сочетании с новейшими материалами раскрывает новые декоративные возможности его как материала, с древнейших времен связанного с традициями национального декоративного искусства.

Очень интересны работы архитекторов и художников Литвы и Эстонии. В своих интерьерах они не только применяют дерево, но и хорошо сочетают традиционные формы мебели и других предметов обихода. Примером могут служить кафе «Вана Тосмас» и «Тульяк» в Таллине, ресторан «Готорас», гостиница и кафе «Неринга» в Вильнюсе.

Один из ярких примеров использования декоративных возможностей дерева в современном интерьере — Кремлевский Дворец съездов (архитекторы М. Посохин, Е. Стамо, П. Штел-лер и А. Мдоянц, 1961 г.).

Главнейший принцип объемно-пространственного решения интерьеров Дворца — постоянно ощутимая связь их с памятниками Кремля. В отделке интерьеров широко использованы лучшие породы дерева, произрастающие в нашей стране и за рубежом. Красным деревом, тихоокеанским и анатолийским орехом, черным деревом, дубом, ясенем и грабом широко отделывают панели, стены, внутренние двери. Из этих пород делают художественный паркет и мебель.

Функциональные особенности зала заседаний определили и художественные средства решения. Основным декоративным элементом его стен является вертикальная деревянная рейка из натурального ясеня. Цвет ее теплый, золотистый в сочетании с анодированным алюминием. Нижняя часть стен темная, облицовка из искусственной кожи палевого цвета обита ореховой рейкой. Золотистые стены, белый потолок, ряды кресел, сливающиеся в ярко-красное пятно, создают праздничную цветовую гамму интерьера.

Художественными достоинствами отличается паркет банкетного зала и фойе балкона. Рисунок паркета в банкетном зале представляет собой орнамент из ромбовидных фигур и лент, из узких жилок и перпендикулярно поставленных узорных зстазок. Набор выполнен из клена, дуба и граба.

Композиция паркета фойе балкона составлена из геометрических элементов — крупных квадратов из светлого дуба с узкими полосками мореного дуба и белого клена.

Простота орнаментальных форм паркета органически связана с другими элементами архитектурного декора.

Мебель Дворца, изготовленная по проекту арх. К. Бломери-уса, несмотря на общее стилистическое единство, различается как по композиции, так и по составу в зависимости от помещения. для которого она создана.

Кулуары обставлены гостиными столиками с крышками прямоугольной формы, полукреслами с удобно откинутыми спинками квадратной формы и диванами.

Рабочие помещения имеют секционные диваны, полукресла с трапециевидной спинкой, кресла (монолитные) светлые, столы большие с прямоугольной крышкой.

Помещения Зимнего сада и площадки спуска к саду меблированы столами с круглой крышкой, полукреслами и мягкими банкетными скамьями.

Кресла зала заседаний облицованы полированным тихоокеанским орехом, обиты тканью красного цвета и снабжены специальными откидными пюпитрами. В других помещениях мебель облицована анатолийским и тихоокеанским орехом, красным деревом и обита искусственной кожей.

Строительство жилищ и общественных зданий потребовало решения вопроса о производстве мебели.

Уже в 1919 году на Первой Всероссийской конференции по вопросам художественной промышленности архитектор А. Щусев в своем докладе, освещая задачи, стоящие перед мебельной промышленностью и промыслами по художественной обработке дерева, подчеркивал необходимость сейчас же, параллельно с решением проблем советской архитектуры, направить усилия на создание новых художественных предметов обстановки, отвечающих новому блику проектируемых и сооружаемых общественно-культурных и жилых зданий, и на широкий выпуск этих изделий.

Несмотря на то, что в начале 20-х годов мебельное производство сохраняло свой кустарно-ремесленный характер, видные архитекторы тех лет (К. Мельников, И. Леонидов, В. Веснин, Н. Лидовский и др.) отводили большое место внутреннему оборудованию помещений, проектировали для них мебель (производственную и клубную). Образец клубной обстановки (столы, кресла, диваны, цветочницы), изготовленный по рисункам К. Мельникова, экспонировался в Париже на Международной выставке в 1925 году.

За последние годы в нашей стране все больше утверждается новое направление в организации как жилого, так и общественного интерьеров.

Пока идет процесс поисков нового решения интерьера и его обстановки, но уже можно сказать, что новые принципы организации интерьеров в ближайшем будущем займут основное место. Отказ от старых форм мебели и замена их новыми были вызваны жизнью, новыми условиями и новым характером организации современного помещения. Отличительными чертами нового направления в мебельном искусстве являются, с одной стороны, функциональность и строгое разграничение функции каждого предмета, а с другой стороны — стилевое единство, при котором все отдельные элементы соподчинены между собой.

Появилась возможность по-разному варьировать размещение мебели, создавая композиционно законченный интерьер. Те предметы, которые не являются необходимыми, исключаются из современного интерьера. Каждый предмет становится наиболее значительным и выразительным. Меняется состав длебели. Одни типы и виды ее становятся ненужными, другие — изменяются.

Происходит эволюция, смена функциональных и эстетических качеств мебели. Некоторые виды мебели эволюционируют быстрее, другие медленнее. Например, формы столов изменяются медленно, в то время как буфет и пришедший ему на смену сервант заканчивают свое существование. Изменяются комплексы мебели: гарнитур уступает место наборам мебели. За последние годы в жилой обстановке появились новые типы изделий, которые, правда, не являются мебелью, но начинают занимать видное место в бытовой обстановке, поэтому при проектировании мебели с ним:и приходится считаться. Это радиоприемник, телевизор, холодильник.

Для получения эстетически полноценного изделия в проекте закладываются типизация (стандартизация) и унификация элементов.

Унификация элементов в современном проектировании играет важную роль при определении основных форм мебели. Преимущество изготовления мебели с унифицированными элементами— уменьшение количества типоразмеров черновых заготовок, деталей и узлов, а также многократная их повторяемость. Это открывает большие возможности для механизации и автоматизации производства. Методы типизации применимы не только для отдельных изделий, но и для комплексов. В последнее время проводятся эксперименты широкой типизации деталей для наборов и гарнитуров мебели. Проектирование мебели из минимального количества типовых элементов является дальнейшим развитием этого метода. Оно создает условия для правильного использования возможностей современного промышленного производства.

В настоящее время при изготовлении типовой мебели наибольшее распространение получает щитовая конструкция, когда корпус изделия выполняется из столярных плит или клееных пустотелых щитов. При ограниченном количестве типов Щитовых элементов можно добиться большого разнообразия форм мебели; при этом значительно возрастают эстетические качества изделий. Правда, в практике современного проектирования наравне со щитовой конструкцией находят применение и другие виды конструкций. Естественно, что появление нового метода проектирования и новых конструкций, приспособленных к промышленному производству, породило и новые формы мебели, новые художественные приемы, новые материалы.

Меняется эстетический облик мебели; упростились в целом силуэт изделия и формы отдельных элементов, появились чистые и гладкие плоскости, пластическое оформление стало спокойным, пропорции точно рассчитанными. Подчеркивается главным образом плоскость, а не объем; шкафы, насколько это возможно, делаются неглубокими, мебель в деталях не имеет выступов. Для современной мебели характерны спокойная текстура древесины и матовая отделка. При такой отделке предметы не поглощают, а отражают свет, создается рассеянное, приглушенное освещение, тени почти исчезают, а объем предметов становится менее четким.

Если в прошлом предметы мебели представляли собой произведения искусства и могли существовать самостоятельно, независимо от других предметов обстановки, сейчас заметна тенденция создать такую мебель, которая ничем не выделяется, сливаясь с плоскостью стены, служит фоном для таких предметов, как декоративные ткани, ковры, кустарная игрушка.

Для того чтобы каждый отдельный предмет был наиболее функционален и мог стать органической частью комплекса, необходимо единство соотношений габаритов, пропорций и высоты мебели. Поэтому при проектировании типовых, унифицированных элементов учитывается определенный модуль, при котором все элементы мебели кратны одному выбранному размеру.

Из всех видов типовой мебели основное место начинает занимать секционная мебель (составная, стеллажная и универсально-разборная). Применение прогрессивной технологии, специализация и широкое кооперирование предприятий открывают большие возможности для массового изготовления мебели в промышленных условиях. Ввиду различного комбинирования секций такая мебель позволяет менять характер обстановки, придавая помещению новый вид применительно к архитектурно-планировочным особенностям помещения и в соответствии с потребностями человека.

При создании современной типовой мебели все большее внимание уделяется эстетическим качествам материалов, их пластическим свойствам. Создаются художественно и функционально оправданные изделия из простейших пород дерева, таких, как ясень, сосна, береза и тополь. Для отделки используются новые полимерные и синтетические материалы. В сочетании с древесиной и обивочными тканями новые декоративные качества приобретает металл. Применяемые новые материалы для отделки элементов мебели подвергаются новейшим и наиболее совершенным способам обработки.

Синтетические материалы позволили ввести в отделку мебели контрастные цзета — красный, белый, голубой и др., органически не присущие древесине, пока основному материалу в производстве мебели. Расширяется цветовая палитра, позволяющая решить проблему цветового единства в ансамбле.

Цветозые изменения, наметившиеся в корпусной мебели, отразились на цветовой гамме обивочных тканей. Цвет тканей становится мягче, рисунок мельче и условнее. Происходит своеобразное сближение с декоративной выразительностью корпусной мебели — шкафов и мягкой мебели, намечается гармоничное взаимодействие цвета отдельных элементов и различных материалов в ансамбле.

За последние годы при участии художников, искусствоведов, работников промышленности и научно-исследовательских институтов закладывается практическая основа большой работы, направленной на улучшение качества мебели, расширение ее ассортимента, увеличение выпуска изделий. Словом, делается все возможное для того, чтобы наши мебельные изделия по качеству были одними из лучших на мировом рынке.

Формирование нового советского искусства было процессом сложным. В слишком короткие сроки оно должно было перестроиться коренным образом. В полной мере это относится к советскому прикладному искусству, в частности, к искусству художественной обработки дерева и мебельному. Теперь уже можно сказать, что в нашем декоративно-прикладном искусстве не только наметились пути развития, но и определились основные черты стиля. Об этом свидетельствуют многочисленные всесоюзные и республиканские художественные выставки, такие, как Выставка-смотр народных художественных промыслов РСФСР (1960 г.), выставка «Искусство в быт» (1961 г.), а также неизменный успех творчества советских художников-прикладников на всемирных и международных выставках.

В наше время древесина находит широкое использование а производстве синтетических материалов, применяющихся в современной технике и быту.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум