Дизайн и качество

Категория:
Дизайн, форма и качество


Дизайн и качество

Весь материал предыдущих глав должен был показать с разных точек зрения применительно к условиям социалистического общества, что дизайн является необходимым экономическим и культурным фактором при повышении качества промышленных изделий.

Эта проблема обсуждалась с определенных идеологических позиций. Автор исходил из того, что- ядром развитого социалистического общества является социалистическая экономическая система. В рамках этой системы предметы экономического интереса могут и должны приобретать дизайнерские качества тогда и постольку, когда по отношению к продуктам труда становится существенным не только вопрос «что?», но и вопрос «как?» — как они потребляются человеком. При этом нельзя забывать о товарном характере промышленных изделий. Когда требуют, чтобы каждый товар был превращен в произведение искусства, игнорируют сущность дизайна. Культура не сводится к искусству, а эстетические качества и эстетическое воздействие продуктов дизайна не являются разновидностью художественных качеств.

Дело обстоит совсем наоборот: искусство есть особая сфера культуры. Это положение не может быть поставлено под сомнение тем фактом, что так называемую сферу художественного в последнее время расширяют, чтобы «уловить» в нее дизайн, что ее распространяют на всю сферу культуры, что для искусства ищут «новый предмет». Прогноз, планирование и повышение качества, а также бездефектное производство — это комплексная проблема: экономическая и социальная, политическая и культурная, техническая и дизайнерская. При решении этой проблемы надо учитывать, что высокое качество отдельных изделий еще не обеспечивает высокого качества образуемого ими комплекса. Это относится и к качеству той или иной системы изделий с точки зрения дизайна. Добиться высокого качества дизайна было бы сравнительно легко, если бы оптимальное качество представляло собой сумму частных оптимумов. В действительности оптимальные параметры отдельного изделия могут перестать быть таковыми при включении его в некоторый комплекс изделий. От того, как решены отдельные изделия, зависят возможные проектные решения комплекса изделий, и наоборот. Поэтому рациональное с точки зрения экономики и культуры повышение качества изделий (в частности, качества дизайна) может быть понято и осуществлено только исходя из тенденций комплексного развития всей экономической системы.

Отсюда следует: 1) проблемы, связанные с развитием дизайна как интегрального элемента народного хозяйства, настолько сложны, что для управления этим развитием должны использоваться кибернетические модели; 2) в связи с развитием науки и техники, современных производительных сил, а также потребностей людей требования к качеству дизайна быстро меняются; все реже можно прибегать к решениям, которые оправдывались в прошлом; 3) научные знания, которые прямо или косвенно могут использоваться в дизайне, возрастают лавинообразно; 4) количество информации, необходимой для управления, анализа и планирования в сфере дизайна, возрастает так быстро, что ее сбор и обработка уже не под силу ни отдельному самостоятельно работающему дизайнеру, ни изолированной группе дизайнеров; 5) несмотря на упрощенный характер, перечисление четырех комплексов проблем современного дизайна достаточно ясно показывает невозможность теоретического осмысления этих проблем на основе теории, механически перенесенной из области изобразительных искусств.

Наш анализ отношения «функция — форма — качество» имел своей целью способствовать уточнению и конкретизации теории дизайна; он не только имеет определённую идеологическую направленность, но и носит полемический характер—против различных форм идеализма в интерпретации дизайна, а также против вульгарного материализма.

Мы живем на пороге последней трети двадцатого столетия. На основе неразвитой, структурно не оформленной теории дизайна невозможно использовать для развития дизайна как элемента экономической системы богатое содержание многих научных дисциплин, отличающихся высоким уровнем абстракции и тонкостью методов исследования, таких, как кибернетика, семиотика, теория информации, психология и социология. Но это означало бы задержку в повышении жизненного уровня населения, так как наука стала теперь производительной силой. Чтобы обеспечить максимальный экономический и культурный эффект, дизайн прежде всего должен быть понят как элемент экономической системы социализма, как фактор повышения качества современных промышленных изделий. Его конкретное функционирование в рамках экономической системы должно стать предметом дальнейших исследований.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум