Долбежный станок

Категория:
Композиция в технике


Долбежный станок

На рис. 127, а—долбежный станок для обработки пуансонов сложной формы. Это пример композиции, построенной на предельно активном контрасте сложной технической структуры открытого механизма и лаконичного основания. В дизайнерских разработках станков подобная трактовка встречается не часто. Стремясь к предельному лаконизму, проектировщики обычно стараются придать основанию прямоугольную форму, а механизм как можно тщательнее закрыть. В данном случае дизайнеры ГДР пошли иным путем, пожалуй, даже подчеркнуто традиционным, но он представляется интересным и оправданным. Здесь видно желание тонко возродить некоторые традиционные черты старых станочных форм. Результат говорит сам за себя: форма не упрощена—она пространственно интересна, содержательна и образно-выразительна. Станина уширяется книзу, развиваясь в широкую стопу, а ее динамичное движение вперед как бы подает, выносит на оператора рабочий механизм. Это конструктивно логичное решение, и тектоника станка хорошо выражена, так как основанием станины уравновешен нависающий механизм. Не изменяя этому принципу, вероятно, можно было бы попробовать придать форме еще большую остроту контраста, а тем самым и несколько осовременить ее.

На рис. 127, б—е показано несколько вариантов, как нам представляется, возможных решений. Например, можно было бы активно подчеркнуть подрезкой (четкой тенью) всю линию примыкания объемно сложной части к основанию (рис. 127, б). А если усилить при этом всю линию наклона, как у модели на рис. 127, в? Или попробовать активизировать одностороннюю направленность станины, обострив общую динамичность формы, как на рис. 127, г? Традиционность трактовки формы подчеркнута у исходной модели а безыскусно простым поддоном, какие встречались у старых станков. Еще органичнее поддон связан с основанием у модели д, где его композиционно усиливает верхний выступ. Можно было исследовать варианты с дверцей не на боковой, а на задней стенке основания, как у моделей дне. Но все это только нюансы композиции, и хотя они имеют немалое значение, интересное дизайнерское решение исходной модели нисколько не умаляется.

Как в принципе относиться к попыткам конструировать современные станки в традиционном характере тектоники? Целесообразно ли в станкостроении вообще обращение к традиционным формам? Если облегченная, открытая форма не противоречит требованиям жесткости, виброустойчивости, эргономичное™ и т. п., думается, это совсем не противопоказано. Конечно, облачать современный станок в нарочито старинные формы XIX в. было бы наивным, но умело перефразировать логичные традиционные конструкции, особенно в наше время жесткой экономии металла, на наш взгляд, не противопоказано современным тенденциям формообразования станочных форм.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум