Флексовращающий пресс

Категория:
Композиция в технике


Флексовращающий пресс

По своей композиции эта машина весьма характерна для сложных открытых технических структур (рис. 123, поз. /). Гармонизация формы машин подобного рода отражается не только на самих композиционных приемах, но и на всем характере работы дизайнера. Ведь в таких случаях нерационально прибегать к крупным кожухам, как бы преобразуя сложную техническую структуру в закрытую форму. Но разве подобные сложные машины по-своему менее красивы, чем закрытые кожухами? Об этом инои раз полезно вспомнить, так как тенденция к «облицовке» всех элементов станка или машины независимо от того, насколько это рационально, на наш взгляд, в технике явление отрицательное. Там, где это возможно и рационально, дизайнер ищет красоту в высоком уровне организации самой конструкции, так как, кроме нее, здесь по сути дела ничего больше нет. Значит ли это, что любая инженерная компоновка, любая техническая структура красива сама по себе? Ни в коем случае! Она может быть так неудачно скомпонована, так невыигрышно подана, что будет восприниматься просто как некое скопление технических деталей. Подобные формы имеют свои особенности организации, даже свои собственные закономерности. Остановимся на них подробнее.

Что самое характерное здесь не в форме, а в функции, во всем действии этой машины?

Если внимательно посмотреть на ее сложную структуру, ответ придет сам собой. Огромное количество различной визуальной информации, получаемой от сочетания множества больших и малых валов и валиков, целых «созвездий» маховичков и рукояток, массы других деталей, не мешает, а скорее помогает понять процесс работы машины. Мы ощущаем его от начала до конца, так как на всех участках видим бегущую широкую ленту пленки, бумаги или цветной фольги в зависимости от того, на каком материале происходит печатание. Движущаяся лента здесь не посторонний для композиции элемент, но органически связанный с нею, сознательно использованный и, таким образом, играющий немалую роль в организации всей этой сложной структуры (поз. 4). Широкая лента зрительно объединяет между собой все зоны машины, и если представить себе машину без нее, она во многом утратит свою целостность, не говоря уж о характере формы (поз. 3).

Можно не сомневаться, что, компонуя эту машину, моделируя ее, проектанты учитывали организующее воздействие ленты на всю сложную композиционную систему. При этом неожиданно изменяющиеся при движении ленты углы задают весь ее контур, воспринимаемый от начала до конца, и в этой прямоугольной конструктивной структуре возникает второй сложный контур наклонных линий.

Структура машины, вся ее организация строится на использовании нескольких признаков. На поз. 3 показан один из таких общих признаков — местами смягченный радиусами валов, иногда более четкий (образованный косынками), но многократно повторенный тупой угол. Мы видим его везде, на всех участках машины. То он появляется в форме консоли печатающего агрегата, выделенного темным тоном, то в консолях задней стойки, то в примыканиях косынок к элементам каркаса. К числу общих признаков следует отнести и наклонные линии, закономерно и совершенно естественно появляющиеся здесь во многих местах конструкции.

Эти общие признаки — тупой угол и наклонная линия — связаны с контуром ленты, композиционно поддерживают его, создавая как бы своего рода подсистему, обогащающую и развивающую строгую прямоугольную несущую систему. Может быть это просто вытекает из самой конструкции? Нет, конечно,— строгая координация многочисленных углов и наклонных линий неопровержимо свидетельствует о целенаправленном дизайнерском поиске.

Есть здесь и другие общие признаки. Так, умелое сочетание элементов «светлое—темное» позволяет зрительно объединить печатающую часть со всей машиной. Это тот принцип композиционных мостиков, о котором мы уже говорили,— темное на светлом, светлое на темном. Недаром здесь все головки болтов, контуры наружных шкивов и других деталей на светлой части машины выделены темным, а на темном печатающем агрегате они все светлые. Это смягчает остроту контраста, связывая воедино светлое и темное. Но зачем он нужен, этот контраст? Ведь можно было бы всю машину сделать светлой. Темным выделена особая зона действия — печатающее устройство. Это функционально оправдано, композиционно же именно здесь появляется крупная плоскость в отличие от мелкой сложной структуры всей остальной части машины. Выделенная темным, эта головная плоскость как бы держит всю композицию, подчиняя себе остальные ее элементы. Темный печатающий агрегат является, таким образом, функциональным и композиционным центром машины.

Какие же закономерности раскрываются на этом примере? В подобных многосложных технических структурах, когда масса всех элементов машины меньше того пространства, которое она вычленяет, особенно важно развивать единые признаки формы, будь то признаки чисто геометрические, тональные или цветовые. В большинстве случаев сложные структуры не могут быть высокоорганизованными без одновременного развития нескольких подсистем единых признаков.

Впрочем, и эта в целом интересная машина имеет некоторые недочеты, которые снижают ее общий эстетический уровень. Так, установленный наверху сушильный агрегат явно не связался с машиной, и происходит это именно потому, что тут оказалось нарушенным единство признаков. Он значительно более примитивно организован, чем все остальные элементы машины, его детали композиционно не связаны ни между собой, ни тем более с хорошо найденными частями самой машины. На рис. 123, поз. 2 показана схема несколько иной организации верхней зоны машины; целостность укрепляется, улучшается и организация ОПС.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум