Токарный полуавтомат

Категория:
Композиция в технике


Токарный полуавтомат

Художественно-конструкторская разработка этого полуавтомата (рис. 122) для итальянской фирмы «Утита» была выполнена в свое время дизайнерами

ВНИИТЭ и получила высокую оценку заказчика. И хотя с тех пор прошло уже несколько лет, эта разработка остается хорошим методическим примером всестороннего учета многих факторов и условий.

Самое характерное в композиции станка— строго закономерное, системное развитие и главных, и второстепенных формообразующих линий, четкое, гармоничное взаимодействие всех объемов. Так, все наклонные линии верхней части станка строжайше скоординированы между собой. При этом дизайнер ни в одном элементе формы не жертвует функцией. Напротив, все средства композиции привлекаются для того, чтобы выявить особенности работы этого станка с программным управлением.

Проследим, например, использование одного из средств композиции— контраста. Темная горизонталь в нижней зоне станка не только эффектно включена в композицию — она подчеркивает переход наклонной плоскости в вертикальную, композиционно закрепляет всю нижнюю зону и задает систему пропорций. Далее эта горизонталь поддержана и развивается как в левой темной панели управления, так и в небольшом наклонном пульте справа. С целью установления связей между темным и светлым использованы небольшие темные ниши для анкерных болтов в подрезке, а также три темных круглых литьевых заглубления под наклонной плоскостью пульта управления справа.

Контраст темного со светлым мог бы быть чрезмерным, если бы дизайнер не использовал связующих тональных мостиков между светлым и темным — в одном случае светлые надписи на темной полосе, в другом — выделение светлых кнопок и ручек на темных панелях.

Интересно выявлена здесь и тектоническая основа станка: вырезы в лицевых панелях, прозрачные защитные фартуки, местами раскрытые несущие элементы станины, сочленения корпусных деталей— все это отлично подчеркивает тектоническую сущность станка.

Дизайнеры ВНИИТЭ придали станку достаточно индивидуальные черты. О такой форме не скажешь, что она нейтральна. Вместе с тем она и не острохарактерна, а сдержанна и строга. Думается, в данном случае это верный ход — ведь станок сугубо «штучный», он может быть предназначен для самых разных цехов и предприятий. И если бы его форме был придан остро индивидуальный характер, то она вступала бы в спор с формами станков других фирм.

На рис. 122, поз. 1—общий вид этого станка, на поз. 2 представлена последовательность использования целой системы параллельных наклонов по линиям Г — 2’ — 3’…16’ и активного контрнаклона по линиям 17‘—18’. Эта контрнаклонная плоскость пульта берет на себя очень важную роль пространственного «фиксатора», зрительно удерживающего активные наклоны остальных элементов.

Хорошо выражена здесь и тектоника станка. Форма дает четкое представление о взаимодействии корпуса со всем тем, что в него вставлено и закреплено.

Своеобразной подсистемой, организующей форму станка, служит и весь визуальный материал, воспринимаемый как темный тон (поз. 4). Здесь и выделение плоскости темным тоном, и пространственные проемы.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум