Ручная закроечная машина

Категория:
Композиция в технике


Ручная закроечная машина

Во многих случаях неверно понятый принцип организации формы изделия непосредственно сказывается на его эргономических характеристиках. Погоня за лаконизмом формы любыми средствами может приводить к серьезным просчетам в решении проблемы оптимизации связей человек — машина. В особой степени это относится к ручному инструменту, вообще к механизмам, которыми человек непосредственно манипулирует.

При разработке ручного инструмента нередко приходится выполнить десяток, а то и более натурных макетов, которые на первый взгляд почти не отличаются один от другого. Только подобным образом идет поиск оптимального варианта формы, а в данном случае он особенно необходим. Здесь связи человек— машина носят такой характер, что композиционный поиск по сути дела превращается в раскрытие этих связей.

Ручная закроечная машина на рис. 126, поз. 1 — это тот самый случай, когда инструмент — прямое продолжение рук или руки оператора. От того, как решена эта задача, во многом зависит и качество конечного изделия, и работоспособность человека. Перед нами, казалось бы, строгая и лаконичная по форме машина. Четкие, прямые формообразующие линии, ясная общая организация. Горизонтальный строй формы композиционно подчеркивает строго горизонтальная ручка. Целостность достигнута, на первый взгляд все логично, но какова цена? На поз. 2 и 4 видно, как неудобна в работе такая ручка. Прямоугольное плоское сечение и отсутствие какого бы то ни было изгиба в продольном направлении, т. е. полная безотносительность формы к руке оператора, неизбежно вызовет быструю утомляемость и постепенно может стать причиной заболевания. Очевидно, что характер поперечных сечений ручки, как и ее изгиб в продольном направлении, следовало бы искать, основываясь на эргономических данных, как показано, например, на поз. 3 и 5. Продольный профиль тут не менее важен, чем поперечный, так как перемещение машины при отсутствии фиксированного упора для руки и ее скольжения—сдвига по поверхности затрудняется.

Казалось бы, это все само собой разумеется, но сколько подобных машин, механизмов, различного инструмента все еще выпускается без учета человеческого фактора!..

В поисках решения можно было бы рассмотреть варианты на поз. 6—9 или какие-то другие, но с учетом указанных факторов. Выбор среди этих вариантов, разумеется при одинаковом удобстве работы оператора,— уже дело сугубо композиционного поиска. Этот анализ показывает подлинное значение эргономических факторов в подобных разработках. Ясно, что начинать поиск в данном случае следовало с эргономического анализа процесса работы.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум