Информативная роль покрытий

Категория:


Информативная роль покрытий

Неиссякаемым источником вдохновения является окружающая нас природа. Ее живые и неживые формы, одетые в различные цвета и фактуры, дарят человеку эстетическое наслажиение, стимулируя творческий поиск и созидание. Мы не устаем восхищаться строением и окраской животных и растений, причудливыми узорами минералов, неповторимым рисунком мороза на стекле.

Биология и техника, объединив усилия, создали молодую науку бионику. Мы видим ее задачи не только в изучении и использовании конструктивного опыта природы. Естественные цветовые и фактурные композиции веками обогащали палитру живописца и архитектора; не менее плодотворны они и для промышленной эстетики. Разве не природный перламутр вдохновил создателей декоративной Охтинской пластмассы? А кожа многих животных! Разве не она явилась прототипом трескающихся, морщинистых шагреневых и других декоративных красок?

За последние годы созданы текстурированные металлолаковые покрытия, напоминающие изморозь, осадочные породы мрамора, агат и нифрит.

Но, отдавая дань богатой палитре природы, стимулирующей поиск отделочных материалов и процессов, мы отнюдь не умаляем роль абстрактных декоративных эффектов, которые не вызывают непосредственных ассоциаций с цветом и фактурой естественных материалов. Напротив, для облагораживания принципиально новых изделий, создаваемых на уровне современной цивилизации, применение покрытий с традиционными цветами и фактурами не подчеркивает их новизну и в этом смысле может оказаться архаичным, вызывая отрицательные эмоции. Вряд ли, например, стоит рекомендовать отделку корпуса электронно-вычислительной машины трескающимися или даже морщинистыми красками.

Эстетическая оценка формы промышленных изделий возникает на основе сложных психофизиологических связей между их функцией, геометрическими параметрами и декоративными свойствами поверхности, в условиях конкретного интерьера. В этой связи существенное значение приобретают условия, определяющие информативность отделки вообще и целесообразность имитационных покрытий в частности. Такая постановка вопроса вовсе не противоречит мнению ведущих дизайнеров о том, что наилучшей информативностью обладают конструкционные материалы в их чистом виде. В этом случае материал наиболее красноречиво сообщает нам не только о своей природе, но и о технологии формообразования. Однако пока нестойкие в коррозионном отношении древесина, углеродистые стали, сплавы меди, цинка и алюминия являются ведущими конструкционными материалами, степень информативности покрытий наряду с их защитными свойствами остается важным эргономическим и эстетическим фактором.

Известно, что наряду с ахроматическими декоративно-защитными металлопокрытиями типа хрома и никеля применяются покрытия из латуни и бронзы в комбинации с прозрачными лаковыми пленками. Какие из них лучше применить для отделки металлических деталей, находящихся, например, в жилой комнате; хром с его холодным синеватым блеском или теплую золотистую бронзу?

Повидимому, обстановка комнаты, располагающая к теплоте и уюту, ее традиционный интерьер будет лучше гармонировать с золотистыми металлопокрытиями. В то же время для отделки металлических деталей ванной комнаты мы без колебания выберем хром.

Возьмем в качестве следующего примера металлический торшер, состоящий из относительно массивного основания и легких стоек для светильников. Допустим, что для отделки этих деталей решено применить только лакокрасочные покрытия. Какую покровную пленку выбрать для основания: светлую, гладкую и блестящую, или более темную с матовой или полуматовой фактурой?

Вероятно, для того чтобы подчеркнуть надежность и устойчивость основания, целесообразно остановиться на втором варианте, который не исключает применения и текстурированного покрытия, имитирующего фактуру тяжелых материалов, например, камня и т. д. Что касается отделки стоек, то для них лучше использовать глянцевую или полуглянцевую отделку более светлого тона, которая лучше гармонируете их легкой и упругой формой.

Приведенные примеры далеко не исчерпывают возможных случаев проявления информативности покрытий и сами по себе не являются бесспорными, иллюстрируя лишь сущность обсуждаемой задачи. Близким к проблеме информативности покрытий является дискуссионный вопрос, касающийся имитации конструкционных материалов.

Мнение ведущих художников-конструкторов, как правило, выражается в нетерпимости к всевозможным видам подделок. В качестве классического примера приводится несгораемый шкаф с отделкой под древесную фактуру.

В общем с таким отношением к имитациям нужно согласиться. Но значит ли это, что имитационные покрытия должны быть полностью отвергнуты? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым примерам.

В пятидесятых годах была разработана и внедрена технология отделки алюминия под цвет золота. Относительная ее простота, красивый вид алюминиевых деталей не вызывал поначалу отрицательных эмоций. Но когда эти покрытия стали использовать наряду с отделкой изящных часовых корпусов и украшений для хлебниц и вешалок, они эстетически совершенно обесценились. Спустя несколько лет была разработана технология защитно-декоративного покрытия металлов — «кристаллита»,— имитирующего в различных технологических вариантах перламутр, изморозь на стекле и т. п. Многие художники и архитекторы положительно оценивали этот вид отделки. Но когда на полках магазинов вместе с пудреницами и кубками, вместе с настольными часами, где кристаллит применялся в удачном сочетании с другими покрытиями, появились кристаллитовые кровати, колонки для газированной воды, когда в общественных местах появились кристаллитовые урны, красивое оригинальное покрытие превратилось в «кристаллитовый кошмар».

Начисто отметая имитацию, можно придти к выводу о нецелесообразности золочения корпусов наручных часов вопреки тому, что они по внешнему виду и тем более функциональным свойствам ничем не отличаются от золотых. Нам представляется, что высококачественная имитация, не вступающая в логический конфликт с функционально-конструктивными особенностями изделия, применяемая с чувством меры и вкуса, может быть эстетически оправданной.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум