Изделия из хрусталя

Категория:
Шлифование и полирование стекла


Изделия из хрусталя

Основной способ обработки изделий из хрусталя — нанесение алмазной грани, чаще всего клинообразных прорезов. Боковые плоскости прорезов треугольного профиля, особенно на тарелках и плоских блюдах, представляют собой оптические призмы, в которых отражается весь окружающий их рисунок, причем плоскости прореза должны находиться по отношению друг к другу под определенным углом. Сочетание матированных плоскостей, образованных большим количеством неглубоких тонких прорезов, и острых глубоких прорезов клинообразного профиля приводит к отражению мелких линий на плоскостях глубоких прорезов.

Если изделие с алмазной резьбой медленно поворачивать вокруг оси, то блеск от граней рисунка, обусловленный внутренним отражением света, при повороте на некоторый угол как бы погаснет. Таким образом, при выполнении резьбы необходимо стремиться к тому, чтобы рисунок был виден при возможно большем угле, тогда резной рисунок будет сверкать при повороте на различные углы.

Каждый вид резьбы, прорез или группу прорезов можно рассматривать как оптическую систему линз и призм, поэтому рисунок нужно выполнять с учетом того, как рассеивается свет гранями рисунка. Например, на желобчатых прорезах лучи преломляются как на рассеивающих линзах, поэтому предметы, находящиеся за ними, кажутся уменьшенными в зависимости от крутизны поверхности прорезов. Выпуклые прорезы, так же как и собирательные линзы, увеличивают рассматриваемые за ними предметы. Боковые стенки длинных клинообразных прорезов представляют собой оптические призмы, в которых отражается весь окружающий их рисунок. Несколько клинообразных прорезов, расположенных параллельно друг другу, образуют ряд призм с полным внутренним отражением (если угол между поверхностями острый). Для того, чтобы в клинообразном прорезе мог отражаться ближайший прорез, поверхности прореза должны находиться по отношению друг к другу под определенным углом и на определенном друг от друга расстоянии. Малоэффективна прорезь, поверхность которой параллельна стенкам изделия.

В число операций по декорированию изделий из хрусталя входит вырезка зубца. Совершенную и правильную форму зубец принимает после закатки кругами крупной зернистости при непрерывной подаче воды (30±5) °С. Изделие обрабатывают по краю, выравнивая размер и форму всех зубцов, при этом обработанная поверхность зубца получается несколько грубоватой. Более мелкие зубцы нарезают на станках САГ алмазным кругом с водой. Круг врезается на определенную глубину в край изделия, образуя прорезь в форме зубца треугольного профиля. Сделав один прорез, изделие поворачивают вокруг оси на определенный угол и повторяют операцию нарезания зубца, и так вдоль всей кромки изделия. Это делается мелкозернистым обра-зивным кругом при непрерывной подаче воды (30±5)°С на станках САГ. После дистировки поверхность зубцов становится шелковисто-матовой.

Рис. 1. Преломление светового луча на элементах резьбы — прорезах: а — желобчатом, б — выпуклом, в — клинообразных, г — равных

Перед химическим полированием изделия из хрусталя моют вручную в ванне с водой температурой (30±5)°С для удаления пылевидных остатков стекла, образующихся при обработке изделий на шлифовальных кругах. Затем изделие погружают в смесь 40%-ной HF и 92…96%-ной серной кислоты H2S04.

Одна из завершающих операций — доработка рисунка-, нанесение тонких алмазных граней дополняющих детали изображения. Операцию выполняют на станках САГ или ШАГ алмазными кругами при непрерывной подаче воды.

Оправа изделий на шайбе заключается в нанесении мелких насечек в шахматном порядке на матовую поверхность изделия. Подготовка изделий под «оправу» производится на станках САГ кругами с непрерывной подачей воды.

Дистировку дна и края изделия выполняют на песчаниковой шайбе с непрерывной подачей воды на обрабатываемый участок. Два раза в смену шайбу правят наждаком (зерном № 5, а затем зерном № 10, 12).

Микронеровности после дистировки удаляют, полируя изделия на пенопластовом круге.

На круг наносят суспензию из тонкоизмельченной пемзы и воды в соотношении 1:2, в которую добавляют порошкообразный оксид олова.

Разберем на конкретном примере, каким образом наносят рисунок на бокал из свинцового хрусталя. Вся поверхность бокала украшена алмазной резьбой. Изделие при богатой резьбе имеет тонкую стенку — 4 мм.

Рисунок состоит из четырех повторяющихся элементов: вертикальных, горизонтальных, пересекающихся граней и горизонтальных насечек. Вертикальная острая грань повторяется 12 раз; глубина каждой грани не менее 1,6 и не более 2 мм, угол клинообразной прорези 110°. Грань прорезают алмазным кругом. Горизонтальная кольцевая острая грань повторяется по высоте бокала 11 раз (глубина грани 1 мм), выполняется тем же алмазным кругом с режущей кромкой клинообразного профиля с углом заточки 110°. Декор из пересекающихся граней повторяется как по горизонтали (6 раз), так и по вертикали (10 раз). Его нарезают, не меняя ни угла заточки, ни марки алмазного круга, изменяют лишь глубину прорезаемой грани, доводя до 0,7 мм. Насечки, повторяющиеся 6 раз по горизонтали и 10 раз по вертикали, выполняют алмазным кругом многожил-кой марки АПП 150X20 АСВ 50/40.

При обработке изделий из накладного стекла рисунок зависит от числа, толщины, порядка расположения и цвета слоев. При обработке таких изделий применяют, как правило, круги, которыми можно легко и глубоко прорезать наклад по подстилающей основе. Тонкозернистые круги, которыми можно снимать лишь поверхностный слой на небольшую глубину, используют для получения тонких полутоновых переходов цвета за счет постепенного стачивания стекла.

Рис. 2. Бокал с алмазной гранью: 1 — вертикальная острая грань, 2 — горизонтальная кольцевая острая грань, 3 — пересекающиеся грани, 4 — насечки

Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум