Карданные передачи

Категория:
Практика слесарно-сборочных работ


Карданные передачи

Карданный механизм обеспечивает вращение двух валов под переменным углом благодаря подвижному соединению звеньев или упругим свойствам специальных элементов. Последовательное соединение двух карданных механизмов называют карданной передачей. Применяют эту передачу в автомобилях, тракторах и других транспортных машинах.

В различных машинах для передачи движения с вала на вал, когда оси последних смещены на небольшой угол, широко применяют компенсирующие муфты. В эластичной муфте это достигается в результате того, что крестовины, закрепленные на ведущем и ведомом валах, соединены друг с другом набором эластичных шайб. В жесткой муфте возможность углового смещения осей валов достигается за счет зазоров между обоймами, между которыми установлены шарики.

Муфты собирают в такой последовательности. На конусный конец ведущего вала монтируют полумуфту с тремя радиальными выступами. При монтаже предварительно проверяют точность прилегания по конусу на краску. На шлицевой конец ведомого вала устанавливают полумуфту. От продольных перемещений эта полумуфта не закреплена, вследствие чего валы, нагреваясь при работе, могут удлиняться, не нарушая работы муфты. Далее в отверстие каждой из полумуфт устанавливают пальцы. Отклонение от перпендикуляра оси пальца торцу полумуфты проверяют угольником и щупом.

Комплект дисков из прорезиненной ткани набирают на верстаке; диски последовательно надевают на шесть штырей. Между каждой парой дисков на каждое отверстие устанавливают армирующие стальные шайбы, препятствующие разбиванию (разлохмачиванию) ткани дисков. Собранный комплект дисков сжимают в трех местах струбцинами и в таком виде закрепляют на трех пальцах ведущей полумуфты. В остальные три отверстия вводят пальцы полумуфты4 и на них тоже навинчивают гайки. Все гайки шплинтуют.

Рис. 1. Компенсирующие муфты

Компенсирующие муфты удовлетворительно работают лишь при незначительных угловых смещениях валов; если же угол между осями валов значительный (10—15°), то в таких передачах применяют крестово-шарнирные муфты, называемые часто карданными валами.

Карданный вал работает следующим образом. Вращение от ведущего вала через ведущую вилку передается на шарнирно связанную с ней крестовину. Крестовина имеет две цапфы, расположенные под углом 90°. С цапфами сочленяется ведомая вилка, жестко соединенная с ведомым валом. При работе карданного вала обе вилки и крестовина меняют свое положение, наклоняясь то в одну, то в другую сторону. В связи с этим ведомый вал при одном жестком карданном вале будет вращаться неравномерно. Чтобы избежать этого, в передачах предусматривают два карданных вала. Фланцы на карданном валу устанавливают в обычном порядке, причем фланец закрепляют наглухо, а фланец может смещаться вдоль оси. Перемещение его по шлицам должно быть без заеданий, так как в противном случае во время работы фланец и вал могут чрезмерно нагреваться. К фланцам крепят болтам; крестовины. Так как болты передают крутящий момент, то они Должны плотно входить в отверстие и должны быть до отказа затянуты гайками. Затем монтируют крестовины. В крестовины завинчивают масленку и предохранительный клапан в виде прокладки, назначение которого — ограничить давление масла, нагнетаемого внутрь крестовины. На четыре цапфы напрессовывают фетровые сальники и опорные кольца. В таком виде крестовину вводят в отверстия вилки. Собранные карданные валы балансируют на специальной установке. Вращение должно быть легким и бесшумным.

Рис. 2. Карданный вал

Рис. 3. Карданная передача

При передаче вращения с валика на валик, когда оси их значительно смещены или имеют относительно большой перекос, применяют специальные промежуточные валы с шаровыми цапфам. Кольца, закрепленные штифтами на шаровых цапфах, помещают в диаметральных шлицах ведущей и ведомой втулок. Каждая из цапф имеет возможность поворачиваться в двух плоскостях, что компенсирует несовпадение осей ведущего и ведомого валов. Сборку узла производят в такой последовательности. Вначале в валик с одной стороны запрессовывают неподвижную шаровую цапфу и закрепляют двумя штифтами. С другой стороны в валик вводят пружину и устанавливают подвижную цапфу, укрепляя ее штифтом. Затем на обеих цапфах устанавливают кольца и также закрепляют штифтами. Оба кольца должны находиться в одной плоскости. При установке цапф с кольцами во втулках следует обратить внимание на то, чтобы зазор между прорезями и торцами колец был не более 0,15—0,2 мм, так как от его величины зависит кинематическая погрешность передачи.

Для передачи вращения и крутящего момента между деталями, положение которых изменяется во время работы, применяют гибкие валы диаметром от 4 до 40 мм. Они состоят из собственно вала, свитого из нескольких слоев проволоки, заключенной в гибкую защитную оболочку, называемую броней, и арматуры на концах для присоединения к приводу и рабочему органу.

Рис. 4. Гибкие валы

В зависимости от степени нагруженности гибкого вала в механизме или машине различают валы нормальные и усиленные. Нормальный вал состоит из нескольких слоев проволоки, навитых прядями по три-четыре проволоки. Усиленный вал, кроме слоев проволоки, снабжен стальным сердечником диаметром 0,4—0,5 мм. Кроме того, слои проволок на сердечнике навиты прядями по 4— 12 проволок. Число слоев проволоки зависит от крутящего момента, который должен передавать гибкий вал. Гибкие валы бывают правого и левого вращения в зависимости от направления навивки верхнего слоя проволоки. У вала правого вращения навивка левая, и наоборот.

Броня гибкого вала представляет собой гибкий металлический рукав из стальной оцинкованной ленты с хлопчатобумажным уплотнением в замке и внутренней спиралью из стальной сплющенной проволоки. Усиленную броню покрывают оплеткой из стальной оцинкованной проволоки, а затем наносят слой вулканизированной резины с кордными слоями. Броня должна свободно надеваться на вал, защищать его от загрязнения и сохранять смазку.

Конец гибкого вала вставляют в отверстие шпинделя и припаивают твердым припоем. На броню надевают муфту, которую также припаивают твердым припоем. В муфту запрессовывают бронзовую втулку и стопорят винтом. В таком виде корпус муфты надевают на конец шпинделя, корпус муфты закрепляют винтом, Выступающая резьбовая часть шпинделя предназначена для закрепления вала в той детали, которой должно быть передано вращение.

К валу электрического или какого-нибудь другого привода гибкий вал присоединяют муфтами. Броню гибкого вала зажимают хомутом, который прикрепляют к кронштейну болтом. Кронштейн закреплен на корпусе двигателя неподвижно.

Следует иметь в виду, что гибкий вал работает нормально лишь тогда, когда перегибы его имеют достаточно большой радиус. При диаметре вала 10 мм радиус должен быть не менее 200 мм, соответственно при 12 мм — 250 мм, при 16 мм — 300 мм, при 20 мм — не менее 350 мм.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум