Ходовые колеса

Категория:
Эксплуатация транспортного оборудования цехов


Ходовые колеса

Краны и крановые тележки опираются на ходовые колеса. Колеса, соединенные с приводом, являются приводными (ведущими), а остальные колеса холостыми (ведомыми). Возможны случаи, когда на одном кране имеются два привода, а иногда все колеса крана являются приводными. Такие механизмы передвижения применяются в металлургических кранах. При выходе из строя одного из приводов начатая технологическая операция завершается с помощью другого механизма. Механизмы передвижения с приводными колесами разделяются на механизмы для двухрельсовых и однорельсовых путей. Большинство кранов и тележек передвигается по двухрельсовым путям.

Ходовая часть рельсовых механизмов передвижения мостов и тележек кранов имеет различные ходовые колеса. В основном ходовые колеса выполнены с двумя боковыми выступами — ребордами. На мостовых и консольных кранах допускается использование безреберных колес, но с обязательной установкой дополнительных горизонтальных роликов, удерживающих колеса крана на рельсах.

Рис. 1. Схема контактного ходового колеса с рельсом

Одноребордные колеса имеют ограниченное применение и могут быть использованы для тележек, передвигающихся по балке, и наземных кранов, за исключением башенных, в том случае, если оба рельса пути расположены на одном уровне и ширина колеи не превышает 4 м, а также при передвижении каждой стороны крана по двум рельсам, когда реборды колес, движущихся по этим рельсам, расположены противоположно относительно друг друга.

По назначению различают приводные (ведущие) и неприводные (ведомые) ходовые колеса. Получая принудительное вращение от механизма передвижения, приводные ходовые колеса благодаря силам сцепления между поверхностями ободьев и рельсов осуществляют перемещение крана или тележки. Неприводные колеса, являясь только опорными, свободно вращаются на осях.

По форме поверхности дорожки катания ходовые колеса разделяют на цилиндрические, конические и бочкообразные. Цилиндрические колеса преимущественно применяют для тележек и мостов кранов. Однако при движении моста крана с неизбежными перекосами относительно крановых путей приводные цилиндрические колеса не способствуют центрированию его хода, а реборды, набегая на головку рельса, повышают сопротивление передвижению быстрому изнашиванию.

При использовании приводных конических колес колесо отстающей стороны моста крана опирается на рельс окружностью большего диаметра. При одинаковой частоте вращения приводных конических колес отстающая сторона крана начинает передвигаться с более высокой скоростью, и кран автоматически выравнивается на рельсах. Коническая поверхность дорожки катания целесообразна только Для приводных колес четырехколесного мостового крана без балансиров, имеющих центральный привод. Хотя у конических приводных колес реборды в работе практически не участвуют, их наличие необходимо для предотвращения случайного схода крана с рельсов. Неприводные колеса выполнены всегда цилиндрическими.

Размеры ободов крановых колес должны соответствовать ГОСТу. Крановые колеса согласно ГОСТу изготовляют из стали 75, 65Г. Шероховатость поверхности Дорожки катания вместе с внутренними частями реборд должна быть Rz = 20, а обработка должна соответствовать 11-ому квалитету.

Для компенсации неточностей укладки крановых рельсов и установки ходовых колес ширину рабочей части их ободьев принимают больше ширины головки рельса: для двухребордных цилидрических и конических соответственно на 30 и 40 мм, для колес тележек на 15—20 мм, для одноребордных колес на 30 мм.

Крановые ходовые колеса испытывают значительные нагрузки и являются быстроизнашиваемыми деталями, поэтому для обеспечения необходимой долговечности их лучше изготовлять цельнокатаными или коваными (штампованными) из высокоуглеродистой стали. Срок службы цельнокатаных колес — около 4 лет, штампованных не более 2,5 лет. Поверхность дорожки катания колес должна быть подвергнута термообработке — закалке до твердости 300—360 НВ в зависимости от диаметра на глубину не менее 15—40 мм с постепенным переходом к незакаленному слою.

Ходовые колеса из чугуна СЧ15 допускается применять только на кранах с ручным приводом. Колеса больших диаметров для экономии дорогостоящих материалов рекомендуется изготовлять сборными, состоящими из ступицы, выполненной литой из низкоуглеродистой стали, и бандажа из качественной стали, надетого с натягом при нагреве.

Одноребордные конические и бочкообразные колеса применяют на подвесных однорельсовых тележках. При качении конического колеса подвесной тележки происходит неизбежное его проскальзывание по наклонным боковым дорожкам нижнего пояса ездовой балки. Это проскальзывание возникает в результате различных окружных скоростей конической поверхности качения колеса на линии контакта и приводит к повышенному изнашиванию колес и полок балки. Бочкообразные колеса, не имея этого недостатка, менее чувствительны к перекосам рамы тележки.

Ходовые колеса на кранах устанавливают различными способами. Наиболее распространен способ установки приводных ходовых колес на отдельных валах, а неприводных — на отдельных вращающихся осях. Корпуса подшипников изготовляют в виде съемных или разъемных букс, которые на тележке прикреплены к раме, а на мостах — к концевым балкам или балансирам. Применение отдельных валов и вращающихся осей, а также съемных или разъемных букс упрощает сборку, разборку и смену элементов ходовой части.

Рельсы. Для кранов применяют различные типы рельсов. В качестве крановых и тележечных рельсов используют железнодорожные для широкой и узкой колеи, крановые из горячекатаной квадратной и прокатной полосовой стали. Железнодорожные и крановые рельсы выполнены из высокоуглеродистой стали, они имеют скругленную головку. Крановые рельсы имеют стенку повышенной толщины и более широкую опорную плоскость, благодаря чему обеспечивается равномерная передача давления колес на верхний пояс подкрановой балки.

Тип рельса выбирают с учетом группы режима работы крана, характера и давления ходовых колес. Для конических колес предназначены рельсы со скругленными головками. Для цилиндрических колес основными являются железнодорожные и крановые рельсы. Рельсы из квадратной и полосовой стали применяют для кранов сравнительно небольшой грузоподъемности и при замене специальных рельсов. Железнодорожные, козловые и портальные краны передвигаются в основном по железнодоржным рельсам.

Рис. 2. Ходовые колеса подвесных тележек :
а — конические; б — бочкообразные

Рельсы крепят к подкрановым балкам или укладывают на специальные основания, как железнодорожные пути. Существует два способа крепления рельсов: неподвижное и подвижное со съемными элементами, крепления. Неподвижное крепление рельса, выполняемое сваркой, допустимо для кранов с легким режимом работы. Основным рекомендуемым видом крепления считается подвижное. При этом креплении возможно осуществить рихтовку (выравнивание) пути и обеспечить удобную и простую замену изношенных рельсов.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум