Маркетри

Категория:
Мозаика и резьба по дереву


Маркетри

Маркетри — вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

Появление маркетри стало возможным только после изобретения станка для производства строганого шпона (конец XVI в.). Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся до тех пор интарсию.

В маркетри объединяются два процесса: интарсия — врезка в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или цвета по определенному рисунку и облицовывание — наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон, существуют и другие способы выполнения маркетри.

Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают в бумагу (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона.

Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания этих элементов между собой или наклеиванием их на бумагу. Такой набор получил название «паркетри» (от слова «паркет»).

Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Применение тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские поверхности, но и криволинейные. На рис. 5 показан комод английской работы XVIII в., украшенный маркетри и паркетри из ореха, платана, самшита и других пород.

Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642—1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливались лобзиком или разрезались ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, и наоборот, Буль получал изящные переплетающиеся узоры (главным образом растительные) из металла на фоне панциря черепахи или из панциря на металлическом фоне. На рис. 2 представлена одна из работ Ш. Буля.

Рис. 1. Комод английской работы с маркетри и паркетри из ореха, платана, самшита и других пород древесины. XVIII в.

Русские мебельщики-краснодеревцы начали применять облицовывание и деревянный набор в начале XVIII в. Со второй половины XVIII в., когда в Россию из-за границы стали ввозить древесину экзотических пород, наборные работы получили широкое распространение. Достаточно назвать 12 панно, выполненных под руководством архитектора Антонио Ринальди для Большого Китайского кабинета в Китайском дворце в г. Ораниенбауме (ныне г. «Ломоносов под Ленинградом). Панно выполнены способом маркетри из клена, платана, наплывов ореха и слоновой кости. Они отличаются тонким подбором текстуры и безукоризненной техникой исполнения.

Рис. 2. Фрагмент мозаики Буля на подставке для часов. Начало XVIII в.

В конце XVIII в. маркетри стали широко применять для украшения мебели. Из наборной мебели были распространены так называемые столики-бобики (с крышкой в виде боба). Их столешницы обычно украшали набором в виде ваз с цветами или букетов цветов, иногда с гирляндами, а часто с паркетным рисунком. На рис. 3 показан фрагмент крышки одного из столиков-бобиков русской работы.

Рис. 3. Фрагмент крышки столика-бобика русской работы. Коней XVIII в.

Мозаикой украшали также бюро, шкафы, комоды. Русскими мастерами, многие из которых были выходцами из крепостных, создано немало высокохудожественных изделий с мозаичными наборами.

В конце первой четверти XIX в. мозаика уступила место другим видам декорирования мебели (резьбе, накладным украшениям из металла), и лишь в начале XX в. она снова ненадолго появилась в мебели стиля «модерн». В настоящее время вновь наблюдается большой интерес к деревянной мозаике.

Наборное дерево обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета древесины, богатейшим природным рисунком, мягкими, благородными тонами оно приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

Рис. 4. Панно «Мир». Автор В. А. Масленников

Наибольшее распространение в настоящее время получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов.

Именно в шпоне наиболее ярко проявляются особенности древесины как декоративного материала, красота текстуры. В то же время шпон — наиболее доступный материал.

На мебельных фабриках для мозаичных наборов можно использовать отходы производства.

Техника маркетри проста, не требует применения сложного инструмента. Процесс изготовления деталей мозаики может быть механизирован, что позволяет организовать серийный выпуск изделий. Вместе с тем благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие имеет свой неповторимый облик.

Техника маркетри позволяет с одинаковым успехом создавать простые орнаментальные украшения для мебели и других изделий и сложные тематические композиции, являющиеся произведениями искусства. Такие произведения широко используют в настоящее время для украшения интерьеров общественных зданий — кафе, клубов, библиотек.

На рис. 8 представлена работа В. А. Масленникова, выполненная в виде настенного панно.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум