|
Основные понятия о взаимозаменяемости и точности обработки
Категория:
Разметка Основные понятия о взаимозаменяемости и точности обработки
Взаимозаменяемость. В условиях современной техники станки, автомобили, мотоциклы и другие машины изготовляются не десятками и сотнями, а многими тысячами. При таких размерах производства очень важно, чтобы каждая деталь машины при сборке подходила к своему месту без какой-либо пригонки или подбора. Не менее важно, чтобы любая деталь, поступающая на сборку, допускала замену ее другой, одного с ней назначения, без всякого ущерба для работы всей готовой машины. Детали, удовлетворяющие таким условиям, называются взаимозаменяемыми. Взаимозаменяемые детали должны быть одинаковыми по размерам, форме, твердости, прочности, химическим, электрическим свойствам и др. Если все эти функциональные параметры качества деталей и узлов установлены в пределах, которые обеспечивают высокие показатели машины (мощность, надежность, скорость и др.) и оптимальную стоимость ее, то это называется функциональной взаимозаменяемостью. Взаимозаменяемость может быть полной и неполной. Полная взаимозаменяемость — это такой способ конструирования и обработки деталей, при котором любая деталь из партии может быть поставлена на соответствующее место в машине без подгонки или подбора. В машиностроении имеет место и неполная (ограниченная) взаимозаменяемость, при которой обработанные детали сначала сортируются по размерам на ряд групп, а затем при сборке машин используются не любые детали данного номера и наименования, а только лишь определенной группы; либо при сборке одна из деталей, называемая компенсатором, подбирается либо дополнительно обрабатывается. В машиностроении взаимозаменяемость является основным и необходимым условием современного массового и серийного производства. Без соблюдения принципов взаимозаменяемости невозможно также нормальное использование многих предметов и домашнего обихода. Например, удобно и выгодно, когда любая электрическая лампочка ввёртывается в патрон, шариковый подшипник одного и того же номера по посадочному размеру подходит к любой машине (мотоцикл, автомобиль и др.). ружейные патроны входят в любое ружье одного и того же калибра, гайки навертываются на любой болт одного и того же типоразмера и т. п. Взаимозаменяемость связывает между собой и упрощает работу конструктора и технолога. Например, при массовом выпуске специализированными заводами типовых деталей крепежа (болтов, шпилек, винтов, гаек, шайб и др.), подшипников, зубчатых колес и передач и ряда других деталей и узлов ускоряется процесс конструирования и изготовления новых машин. Если такие детали и узлы отвечают предъявляемым требованиям проектируемой машины, то конструктору не нужно создавать чертежи на них, а заводу тратить время и средства на изготовление их. Взаимозаменяемость помогает конструктору создавать легкие и удобные по габаритам машины, рассчитывая на возможность замены отдельных деталей и узлов после определенного срока их работы новыми из запасных частей. В этом случае срок работы особо нагруженных деталей можно определить расчетом. На производстве при взаимозаменяемости облегчается процесс сборки машин и обеспечиваются более высокие темпы работы. В эксплуатации у потребителя значительно упрощается ремонт машин, так как детали, пришедшие в негодность или малонадежные для дальнейшей эксплуатации, легко заменяются новыми из запасных частей. Взаимозаменяемость дает возможность: Особенно ярко проявляются преимущества взаимозаменяемости деталей на заводах массового производства. Основной предпосылкой взаимозаменяемости является такой технологический процесс, который обеспечивает изготовление деталей, одинаковых по точности. Точность — это степень приближения фактического размера детали к размеру, указанному на чертеже. Чем ближе эти размеры, тем выше точность. Но получить высокую точность при обработке трудно, а получить абсолютно точный размер совсем невозможно. В любой современной машине и даже в измерительных приборах не все размеры деталей требуют высокой точности обработки. В некоторых деталях имеются поверхности, не требующие механической обработки. Зачем, например, точно обрабатывать наружные поверхности ручек рычагов управления токарными, фрезерными и другими станками? Обработка высокой точности бывает необходима для тех поверхностей деталей, которые сопрягаются с поверхностями других деталей машины, как, например: наружная поверхность цапфы вала и внутренняя поверхность подшипника, вал и Поверхность отверстия шестерни или шкива, внутренняя поверхность гильзы и наружная поверхность поршня, шпонка и паз и др. Таким образом, точность обработки той или другой поверхности зависит от назначения детали, ее роли в работе машины и характера соединения ее поверхностей с поверхностями других деталей. Реклама:Читать далее:Отклонения формы и расположения поверхностейСтатьи по теме:Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Контакты: Сергей Королёв © 2007-2009 Pereosnastka.ru - информационный сайт о металло- и деревообработке. |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|