Основные понятия о взаимозаменяемости и точности обработки

Категория:
Разметка


Основные понятия о взаимозаменяемости и точности обработки

Взаимозаменяемость. В условиях современной техники станки, автомобили, мотоциклы и другие машины изготовляются не десятками и сотнями, а многими тысячами. При таких размерах производства очень важно, чтобы каждая деталь машины при сборке подходила к своему месту без какой-либо пригонки или подбора. Не менее важно, чтобы любая деталь, поступающая на сборку, допускала замену ее другой, одного с ней назначения, без всякого ущерба для работы всей готовой машины. Детали, удовлетворяющие таким условиям, называются взаимозаменяемыми.

Взаимозаменяемые детали должны быть одинаковыми по размерам, форме, твердости, прочности, химическим, электрическим свойствам и др. Если все эти функциональные параметры качества деталей и узлов установлены в пределах, которые обеспечивают высокие показатели машины (мощность, надежность, скорость и др.) и оптимальную стоимость ее, то это называется функциональной взаимозаменяемостью.

Взаимозаменяемость может быть полной и неполной. Полная взаимозаменяемость — это такой способ конструирования и обработки деталей, при котором любая деталь из партии может быть поставлена на соответствующее место в машине без подгонки или подбора. В машиностроении имеет место и неполная (ограниченная) взаимозаменяемость, при которой обработанные детали сначала сортируются по размерам на ряд групп, а затем при сборке машин используются не любые детали данного номера и наименования, а только лишь определенной группы; либо при сборке одна из деталей, называемая компенсатором, подбирается либо дополнительно обрабатывается.

В машиностроении взаимозаменяемость является основным и необходимым условием современного массового и серийного производства. Без соблюдения принципов взаимозаменяемости невозможно также нормальное использование многих предметов и домашнего обихода.

Например, удобно и выгодно, когда любая электрическая лампочка ввёртывается в патрон, шариковый подшипник одного и того же номера по посадочному размеру подходит к любой машине (мотоцикл, автомобиль и др.). ружейные патроны входят в любое ружье одного и того же калибра, гайки навертываются на любой болт одного и того же типоразмера и т. п.

Взаимозаменяемость связывает между собой и упрощает работу конструктора и технолога. Например, при массовом выпуске специализированными заводами типовых деталей крепежа (болтов, шпилек, винтов, гаек, шайб и др.), подшипников, зубчатых колес и передач и ряда других деталей и узлов ускоряется процесс конструирования и изготовления новых машин. Если такие детали и узлы отвечают предъявляемым требованиям проектируемой машины, то конструктору не нужно создавать чертежи на них, а заводу тратить время и средства на изготовление их.

Взаимозаменяемость помогает конструктору создавать легкие и удобные по габаритам машины, рассчитывая на возможность замены отдельных деталей и узлов после определенного срока их работы новыми из запасных частей. В этом случае срок работы особо нагруженных деталей можно определить расчетом.

На производстве при взаимозаменяемости облегчается процесс сборки машин и обеспечиваются более высокие темпы работы. В эксплуатации у потребителя значительно упрощается ремонт машин, так как детали, пришедшие в негодность или малонадежные для дальнейшей эксплуатации, легко заменяются новыми из запасных частей.

Взаимозаменяемость дает возможность:
а) изготовлять не только целые машины, но и запасные части к ним, что значительно удешевляет и упрощает ремонт машин;
б) сокращать время сборки машин за счет устранения дополнительных пригоночных работ;
в) осуществлять специализацию заводов и их широкое кооперирование по изготовлению отдельных деталей или узлов машины.

Особенно ярко проявляются преимущества взаимозаменяемости деталей на заводах массового производства.

Основной предпосылкой взаимозаменяемости является такой технологический процесс, который обеспечивает изготовление деталей, одинаковых по точности.

Точность — это степень приближения фактического размера детали к размеру, указанному на чертеже. Чем ближе эти размеры, тем выше точность. Но получить высокую точность при обработке трудно, а получить абсолютно точный размер совсем невозможно. В любой современной машине и даже в измерительных приборах не все размеры деталей требуют высокой точности обработки. В некоторых деталях имеются поверхности, не требующие механической обработки. Зачем, например, точно обрабатывать наружные поверхности ручек рычагов управления токарными, фрезерными и другими станками? Обработка высокой точности бывает необходима для тех поверхностей деталей, которые сопрягаются с поверхностями других деталей машины, как, например: наружная поверхность цапфы вала и внутренняя поверхность подшипника, вал и Поверхность отверстия шестерни или шкива, внутренняя поверхность гильзы и наружная поверхность поршня, шпонка и паз и др.

Таким образом, точность обработки той или другой поверхности зависит от назначения детали, ее роли в работе машины и характера соединения ее поверхностей с поверхностями других деталей.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум