Основные узлы станка

Категория:
Токарное дело


Основные узлы станка

Станина является основанием станка, на котором монтируют его основные узлы. Станина изготовляется из высокопрочного модифицированного чугуна и имеет коробчатую форму с поперечными ребрами. Передняя направляющая станины призматическая, задняя — плоская. По направляющим перемещаются каретка суппорта и задняя бабка.

Станина устанавливается на две пустотелые тумбы, к которым прикреплено корыто для сбора стружки и охлаждающей жидкости. В левой тумбе расположен главный электродвигатель, в правой — резервуар и насос для подачи охлаждающей жидкости.

Передняя бабка представляет собой литой чугунный корпус, внутри которого размещается коробка скоростей шпинделя. Передний конец шпинделя имеет внутреннюю коническую расточку с конусом Морзе №5, в которую вставляется передний центр и различные приспособления для закрепления заготовок. На переднем конце шпинделя имеется посадочный конус, по которому базируются патроны для закрепления заготовок. Шпиндель установлен на двух опорах качения. Передняя опора представляет собой регулируемый двухрядный роликовый подшипник с внутренним коническим кольцом. Подшипник регулируют затягиванием гайки (стопора), которая нажимает на внутреннее кольцо подшипника. Кольцо при этом надвигается на коническую шейку шпинделя и разжимается; таким образом уменьшается зазор между кольцами и роликами, образовавшийся в результате износа. Задняя опора шпинделя состоит из двух радиально-упорных подшипников, которые регулируют только при текущем осмотре станка.

1. СХЕМА ВАРИАНТА НАСТРОЙКИ МЕХАНИЗМА ФАРТУКА СТАНКА 1К62 НА ПОПЕРЕЧНУЮ ПОДАЧУ

Внутри передней бабки находится также фрикционная реверсивная муфта и тормозное устройство.

Фрикционная муфта. Зубчатое колесо прямого хода имеет ступицу с пазом. Такую же ступицу имеет и зубчатое колесо обратного хода. Внутри ступиц расположены стальные фрикционные диски, Наружные выступы которых входят в пазы ступиц, и диски со шлицевым отверстием; выступы шлицев отверстия входят в канавки шлицев полого, вала.

2. ШПИНДЕЛЬ СТАНКА 1К62 И ЕГО ОПОРЫ: 1,5 — крышки, 2, 13 — регулировочные гайки, 3 — шайба, 4—обойма, б — стопор, 7, 10 — винты, 8—упорная шайба, 9 — планшайба патрона, 11 — шпиндель, 12 — роликоподшипники, 14 — шарикоподшипники

Работа фрикционной муфты заключается в том, что при прижатии дисков к дискам между ними благодаря трению возникает сцепление и вращение от вала через диски передается к блоку зубчатых колес 56—51 или к колесу. Фрикцион включается муфтой. При включении муфты влево включается прямое вращение шпинделя, при включении вправо — обратное вращение. Диски фрикционной муфты постепенно изнашиваются, и муфта начинает пробуксовывать. Для устранения этого при помощи гаек сближают фрикционные диски. Тормозное устройство (тормоз) . На валу III коробки скоростей закреплен тормозной шкив, охватываемый стальной тормозной лентой. Включение тормоза происходит при нейтральном положении фрикционной муфты, когда выступ рейки воздействует на рычаг. Тормоз регулируют натяжением тормозной ленты гайкой. При правильно отрегулированном тормозе время торможения шпинделя (без патрона и заготовки), вращающегося с частотой 2000 об/мин, должно составлять не более 1,5 с.

Коробка подач закреплена на станине ниже передней бабки, внутри коробки находится механизм передачи вращения от шпинделя к ходовому валу и ходовому винту, а также механизм для регулирования частот вращения ходового винта и ходового вала с целью получения различного шага резьбы и различных подач.

В коробке подач находится также обгонная муфта, позволяющая включать ускоренный ход суппорта от отдельного электродвигателя без выключения цепи нормальных подач. Обгонная муфта состоит из ведущей обоймы и ведомого диска с вырезами, в которых располагаются шарики. При вращении обоймы шарики заклиниваются в вырезах и вращение от обоймы передается на диск, таким образом валы XV и XVI связываются между собой. При вращении ходового вала XVI от отдельного электродвигателя ускоренного

3. ФРИКИИОННАЯ МУФТА: 1— контргайка, 2 — регулировочная гайка, 3 — рычаг, 4 —- тормозная лента, 5 — тормозной шкив, 6 — рейка

4. ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО СТАНКА 1ОУ 1К62: 1 — полый вал, 2 — зубчатое колесо прямого хода, 3, 12 — фрикционные диски, 4,5 — регулировочные гайки, б — зубчатое колесо обратного хода, 7 — муфта, 8 — коромысло, 9 — тяга, 10 — палец, 11 — фрикционная муфта

5. ОБГОННАЯ МУФТА: 1 — ведомый лиск, 2 — шарики, 3 — обойма прямого хода, ооеочные гайки. з. 7 — муфта. 11 — фрикцион-

6. Суппорт станка 1к62: 1 — конический фиксатор, 2. 9 — пружины фиксаторов, 3 — втулка. 4 — муфта, 5 — пружина, 6 — палец, 7 — рукоятка, 8 — фланец. 10 — поворотная головка резцедержателя. 11—верхние салазки суппорта. 12 — шариковый фиксатор

7. РЕЗЦЕДЕРЖАТЕЛЬ СТАНКА 1К62: 1 — каретка суппорта, 2 — задний резцедержатель, 3 — откидной кронштейн, 4 — щиток, 5 — передний резцедержатель, б — верхние салазки суппорта, 7 — винт, 8 — поворотная плита, 9 — поперечные салазки суппорта, 10—рукоятка, 11—барабан лимба, 12 — винт поперечных салазок, 13 — гайка поперечных салазок, 14 — регулировочный клин, 15 — винт регулировочного клина

Суппорт состоит из каретки, которая движется по направляющим станины; фартука, поперечных салазок, которые движутся по направляющим каретки; поворотной плиты; верхних (резцовых) салазок, на которых закреплен резцедержатель. Для обработки конусов верхние салазки суппорта поворачиваются вместе с поворотной плитой при отжиме двух фиксирующих таек на винтах. При неравномерном или тугом перемещении каретки по направляющим станины или поперечных салазок по своим направляющим регулируют прижим планок сзади каретки и затяжку клиньев салазок. Износ гайки поперечных салазок вызывает «мертвый ход», который устраняют подтягиванием клина, находящегося между половинками гайки.

После устранения «мертвого хода» винт затягивают. Нормальная регулировка предусматривает небольшой «мертвый ход» (до двух делений лимба поперечных салазок). Резцедержатель. Основной частью резцедержателя является четырехгранная поворотная головка, сидящая на центрирующем выступе верхних салазок. Положение головки относительно верхнего суппорта фиксируется при помощи конического фиксатора, поджатого пружиной, и шарикового фиксатора, поджатого пружиной. На пальце находится фланец 8, имеющий торцовые скошенные зубья, и муфта также с торцовыми зубьями, которая прижимается к кулачку пружиной и свободно скользит своими наружными шлицами по внутренним шлйцам втулки, запрессованной в рукоятке. Фартук. Спереди каретки к суппорту прикреплен фартук — коробка, внутри которой находится механизм для преобразования вращательного движения ходового валика и ходового винта в прямолинейное поступательное движение суппорта, а также предохранительная муфта, служащая для предохранения станка от перегрузки и автоматического отключения подачи при достижении суппортом станка неподвижного упора.

При перегрузке в цепи движения подачи (если суппорт подошел к упору или резец уперся в уступ) суппорт мгновенно останавливается, а с ним и вся кинематическая цепь фартука. Сидящая на валу XVIII кулачковая предохранительная муфта также останавливается. Но так как ходовой вал I и шестерни фартука — продолжают в этом положении вращаться, то муфта, скользя по скосам торцовых кулачков, сжимает пружину 4 и отходит вправо от диска 5 с кулачками. При этом муфта отключается и передача вращения на реечную шестерню прекращается. Пружину предохранительной муфты регулируют гайкой 6 при отвинченном колпачке.

8. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА ФАРТУКА 1. 2 — полугайки, 3 — диск со спиральными прорезялп 4 — палец полугайки. 5 — рукоятка

Ходовой винт и резьбовая гайка. Ходовой винт станка имеет трапецеидальную резьбу с шагом 12 мм. Винт сопрягается с разъемной гайкой, которая состоит из двух половинок (полугаек) расположенных в фартуке станка. Замыкание и размыкание полугаек осуществляется диском 3 со спиральными прорезями и пальцами, связанными с полугайками.

9. РАЗЪЕМНАЯ ГАЙКА

10. задняя бабка станка 1к62: 1 — корпус. 2 — центр задней бабки. 3 — рукоятка зажима пиноли, 4 — пинолъ, 5 — винт пиноли, 6 — маховичок винта пиноли, 7 — рукоятка зажима задней бабки на направляющих станины, 8 — опорная плита, 9 — тяга, 10 — рычаг, 11 — планка, 12, 14 — гайки, 13, 15 —

При повороте рукоятки прорези диска, воздействуя через пальцы на полугайки, замыкают их на ходовом винте, что делает возможным продольную подачу каретки суппорта для нарезания резьбы. Задняя бабка крепится на правом конце станины и перемещается по ее направляющим. Корпус может иметь поперечное смещение относительно опорной плиты, что необходимо при обтачивании длинных конусов. В отверстии корпуса движется пиноль. Винт подачи пиноли вращается при помощи маховичка. Предварительно заднюю бабку закрепляют на станине рукояткой, а окончательно — гайкой. Для фиксации положения пиноли служит рукоятка.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум