|
Симметрия
Категория:
Композиция в технике Симметрия
Симметрия—одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции. Это и свойство — состояние формы, и средство, с помощью которого организуется форма, и, наконец, наиболее активная закономерность композиции. Один из известных математиков нашего времени Генрих Вейль глубоко исследовал симметрию как математическую закономерность. «Симметрия — в широком или узком смысле в зависимости от того, как вы определите значение этого понятия,— является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство».
Такая трактовка симметрии, как видим, сильно отличается от обыденной, когда, говоря о симметрии здания, машины или орнамента, подразумевают под этим просто определенное повторение — отображение левого в правом, верхнего в нижнем и т. п. У Вейля же понятие симметрии поднимается до философского обобщения как выражение красоты и порядка. Симметрия, которую человек раскрыл и осмыслил в творениях природы, становилась для него постепенно своеобразной нормой прекрасного. Он начинал сознательно использовать ее уже как средство гармоничной организации формы. Именно как средство композиции симметрия прошла длинный путь развития — от строжайшей канонизации (во многих восточных культурах) до такой свободной трактовки (например, в эпоху Возрождения), когда следует говорить скорее о сложном композиционном равновесии при сохранении за симметрией роли организующего начала. Для древнерусской архитектуры, например, не характерна канонизация симметрии, и многочисленные отступления словно призваны связать форму храма с природой. Натолкнув человека на мысль об использовании симметрии для организации предметных форм, природа подсказала ему и возможность отступления от строгого закона. Ведь в формах самой природы постоянно встречаются подобные отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой, «рисунок» зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т. д. Асимметрия и симметрия имеют в формах природы различную силу звучания. Как говорит Г. Вейль, «…геометризованное понятие зеркальной симметрии начинает растворяться в смутном понятии уравновешенности (нем. Ausgewogenheit), понятии гармонического творения…». При конструировании постоянно приходится сталкиваться с самыми различными проявлениями симметрии, в том числе и с такими, которые Вейль как математик, привыкший к точному языку математического выражения, называет смутным понятием уравновешенности. Не разбирая здесь всех видов симметрии, таких, как зеркальная, центральная, плоскостная, осевая и др. (с ними читатель при желании может познакомиться в специальных трудах, хотелось бы, однако, остановиться на таких особенностях симметрии, с которыми проектировщику приходится постоянно сталкиваться на практике и которые именно в таком аспекте мало анализировались. Прежде всего это проявления асимметрии в симметричных формах. Знание этого рода закономерностей может помочь в работе над композицией различных станков, машин и приборов. Реклама:Читать далее:Проявления асимметрии в симметричных формахСтатьи по теме:Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Контакты: Сергей Королёв © 2007-2009 Pereosnastka.ru - информационный сайт о металло- и деревообработке. |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|