Стропальное дело

Категория:
Кузнечные работы


Стропальное дело

При монтаже и наладке приходится пользоваться разнообразными грузоподъемными механизмами и приспособлениями. При этом часто возникает необходимость закрепления того или иного узла машины на рабочем органе грузоподъемного устройства. Для этой цели используются специальные тросы и стропы. Основными грузоподъемными средствами, используемыми в кузнечно-прессо-вых цехах, являются мостовые краны и тельферы.

Мостовые краны могут иметь два смонтированных на одной тележке механизма подъема — главный и вспомогательный. Грузоподъемность таких кранов обозначается дробным числом: в числителе— грузоподъемность главного, в знаменателе — вспомогательного механизмов, например 15/5, 2%, 3%о, 100/го и т. д. Кран управляется крановщиком из кабины, установленной на мосту крана.

В небольших цехах применяются ручные или электрические кран-балки грузоподъемностью до 5 т. Управляют кран-балкой с пола с помощью кабеля, на котором закреплен пульт с кнопками.

Электрические тали — тельферы обычно имеют грузоподъемность от 0,25 до 10 т. Тельферы управляются дистанционно с помощью пульта с кнопками, который такелажник держит в руках, следуя за тельфером по мере его передвижения.

В случае отсутствия в цехе кранов и тельферов для монтажно-наладочных работ используют лебедки с ручным или электрическим приводом. Ручные лебедки (по способу установки их разделяют на настенные и напольные) применяют для перемещения или подъема груза на небольшие расстояния или высоту, когда скорость подъема или перемещения не имеет существенного значения.

Наиболее удобными являются ручные рычажные лебедки, позволяющие не только поднимать, но и перемещать грузы на небольшие расстояния горизонтально или с наклоном. Эти лебедки имеют обратный ход, что позволяет плавно опускать поднятые грузы.

Из лебедок с электроприводом широко используют такие, у которых передача вращательного момента осуществляется через редуктор (их называют редукторными).

Для подъема и опускания грузов на небольшую высоту, а также для перемещения их на незначительные расстояния применяют реечные, винтовые и гидравлические домкраты. Реечные домкраты, имеющие грузоподъемность 3—10 т, не обладают свойствами самоторможения, что ограничивает область их применения.

Более широко используют винтовые домкраты, главной частью которых является винт, который ходит по гайке, заделанной в чугунном или стальном корпусе. Вращая винт рукояткой с трещоткой или ломиком, вставленным в отверстие головки винта, производят подъем или опускание груза.

Наиболее мощными являются гидравлические домкраты. Они предназначены для подъема грузов массой от 50 до 200 т. В стальной цилиндр подается из резервуара насосом минеральное масло (например, веретенное). Давление жидкости действует на плунжер, который и поднимает груз. По этому принципу действуют практически все разновидности гидравлических домкратов.

Рис. 1. Тельфер грузоподъемностью 2 т:
1 — тележка, 2 — электродвигатель механизма перемещения, 3 — электродвигатель механизма подъема, 4 — пульт управления

Рис. 2. Гидравлический домкрат грузоподъемностью 100 т:
1 — насос, 2 — валик, 3 — резервуар, 4 — рукоятка, 5 — манжета, 6 — плунжер, 7 — цилиндр, 8 — нагнетательный клапан, 9 — всасывающий клапан, 10 — резьбовое отверстие

Если грузоподъемность одного домкрата оказывается недостаточной, можно несколько домкратов соединить трубопроводом с одним насосом и получить таким образом батарею домкратов. Ее усилие будет равно суммарному усилию всех домкратов, входящих в батарею.

Для подъема грузов массой от 0,25 до 10 т на высоту до 3 м используют тали. Галь состоит из цепного полиспаста и передаточного механизма — червячного (червячная таль) или шестеренного (шестеренная таль).

Для транспортировки различных деталей и узлов широко используют тросы, т. е. стальные канаты двойной крестовой свивки.

Рис. 3. Сжимы:
а — дуговой, б — Г-образный, в — литой

Для подъема мелких деталей и элементов конструкций применяют пеньковые канаты — смоленые (хорошо противостоят действию влаги) или несмоленые (очень гибки, но при размокании их прочность резко снижается), а также канаты из капрона или перлона (прочные, водоустойчивые, но боятся высоких температур).

При подборе троса обращают внимание на его разрывноехуси-лие — предельную нагрузку, при которой происходит разрушение троса. Поскольку проволоки в тросе работают неравномерно, разрывное усилие троса меньше суммы разрывных усилий отдельных проволок. Согласно правилам Госгортехнадзора принимают, что разрывное усилие троса составляет 0,83 этой суммы. Этими же правилами регламентируется и коэффициент запаса прочности троса— число, показывающее, во сколько раз в том или ином случае надо уменьшить нагрузку на трос по сравнению с разрывным усилием, чтобы перемещение груза было безопасным. Значение его колеблется от 5 (механизмы с ручным приводом, малые частоты вращения барабана) до 6 (механизмы с машинным приводом) и даже (при подвешивании грузов).

Допустимая нагрузка на трос определяется по формуле S — R/k, где R — разрывное усилие троса в целом; k — коэффициент запаса прочности.

Безопасная работа троса обеспечивается при условии правильного прикрепления его к барабанам лебедок, крюкам и поднимаемым грузам. Трос закрепляют сжимами. Для тросов диаметром от 8,7 до 33,5 мм используют дуговые и Г-образные кованые сжимы, а для тросов диаметром 17-—37 мм — литые сжимы с зубчатым корпусом.

Рис. 4. Клиновой зажим:
1 — клин, 2 — щека

Рис. 5. Коуш, изготовленный из газовой трубы

Рис. 6. Стропы:
а — универсальный, б — облегченный с крюком и коушем, в — облегченный с коушами

Если при работе приходится изменять длину троса, его лучше закреплять клиновым зажимом. При натяжении троса клин 1 входит в зазор между щеками и зажимает трос.

Концы троса закрепляют сжимами через коуш, который предохраняет трос от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибах. Коуши штампуют из листового металла. Иногда при отсутствии коушей заводского изготовления их делают из газовой трубы, ее разрезают пополам и изгибают.

Для подвешивания поднимаемого груза на крюк надевают стропы, наибольшее распространение имеют универсальный и облегченный стропы.

Универсальный (или закрытый) строп делают из троса диаметром от 19,5 до 31 мм, он имеет форму замкнутой петли длиной до 15 м. Концы троса сращивают сплеткой, длина ее должна быть не менее 40 диаметров троса.

Облегченные стропы состоят из отрезка троса, снабженного крюком и коушем, двумя крюками или двумя петлями.

Для предохранения стропов от повреждений под острые кромки груза подкладывают деревянные или металлические подкладки или коуши. Присоединяя несколько облегченных стропов к кольцу, навешенному на крюк крана, получают захватные устройства, применяют также цепные стропы, ими обвязывают грузы (стропы из тросов в этих случаях быстро изнашиваются, соприкасаясь с острыми краями груза).

Перед началом эксплуатации стропы испытывают на нагрузку, вдвое большую, чем масса груза, который надо поднимать. Согласно правилам Госгортехнадзора, испытанные стропы должны иметь бирку, на которой указывается порядковый номер, грузоподъемность и дата последнего испытания. В специальной книге должны быть зарегистрированы результаты испытаний. Они проводятся ежедекадно и заключаются в приложении к стропу двойной нагрузки в течение 10 мин.

Необходимо следить за тем, чтобы стропы и их ветви были равномерно натянуты. Равнодействующая от натяжения должна проходить через центр тяжести груза, который необходимо определить перед началом подъема. У грузов простой конфигурации с равномерным распределением материала по объему центр тяжести находится в геометрическом центре. Если нет данных о положении центра тяжести, его устанавливают путем пробных подъемов на небольшую высоту.

Строповка грузов является наиболее ответственной операцией такелажных работ. К ее выполнению допускаются опытные такелажники после проверки их знаний специальной квалификационной комиссией.

Стропальщик должен знать массу поднимаемого груза, его габариты и в соответствии с этим подобрать необходимые стропы, проверить их исправность, срок испытания и грузоподъемность используемого подъемного механизма.

Рис. 7. Варианты строповки с помощью облегченного стропа

Рис. 8. Захватные устройства:
а — с одним крюком, б — двумя крюками, в — четырьмя крюками

При перемещении грузов используется сигнализация знаками. При необходимости поднять груз или крюк стропальщик делает перед грудью прерывистое движение вверх рукой, согнутой в локте ладонью вверх. Если груз или крюк надо опустить, делают такое же движение вниз, причем ладонь в этом случае повернута вниз. Для прекращения подъема или продвижения груза руку резко двигают вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз. Сигнал «Осторожно» (например, если требуется незначительное перемещение груза) заключается в том, что кисти рук, поднятых вверх, обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии.

Рис. 9. Цепные стропы

Рис. 10. Схема строповки стропом из двух ветвей (а) и распределение усилий в ветвях стропа в зависимости от угла их наклона (б)

В нерабочее время все подъемно-транспортные устройства должны находиться в положении, исключающем возможность их пуска посторонними лицами. При работе подъемно-транспортных устройств важно не допустить подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность машины или механизма. Для предупреждения подобной опасности-устанавливают всевозможные ограничители, действующие автоматически.

Кроме изложенных общих правил безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств необходимо соблюдать дополнительные правила, относящиеся к конкретным операциям и конкретным видам подъемно-транспортного оборудования.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум