Канаты и цепи

Категория:
Сборка металлоконструкций


Канаты и цепи

Канаты и цепи используют в грузоподъемных машинах для подъема груза и передачи тяговых усилий. В зависимости от назначения в грузоподъемных машинах канаты и цепи бывают: грузовые— для подъема груза, тяговые — для передачи тягового усилия в механизмах перемещения груза, чалочные и стропы — для строповки груза.

Канаты. В грузоподъемных машинах и в такелажных приспособлениях применяют стальные канаты. Пеньковые и капроновые канаты используют только для строповки алюминиевых конструкций и механически обработанных деталей при ручном подъеме.

Канаты классифицируют по следующим признакам.

По форме поперечного сечения канаты бывают круглые и плоские.

По конструктивному признаку круглые канаты могут быть одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки изготовляют непосредственно из отдельных волокон. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Канаты тройной свивки свивают из нескольких стренг (канатов двойной свивки). Канаты тройной свивки называют кабелями.

По форме поперечного сечения пряди канаты делают круглопрядные и фасоннопрядные. Круглопрядные имеют круглую форму поперечного сечения прядей, фасоннопрядные — трехгранную, овальную, плоскую.

По типу прядей канаты подразделяют в зависимости от характера контакта проволок между слоями прядей на ТК — с точечным касанием проволок в прядях, ЛК —с линейным, ТЛК — с точечно-линейным и ЛТК — с линейно-точечным.

Стальные канаты с линейным касанием бывают четырех видов в зависимости от диаметра проволок: ЛК-О, ЛК-Р, ЛК-РО, ЛК-3; канаты с точечным и линейным касанием — трех видов: ТЛК-О, ТКЛ-Р, ТЛК-РО.

По способу свивки канаты бывают обыкновенные (раскручивающиеся) и нераскручивающиеся (Н).

По направлению свивки канаты подразделяют на канаты правого (П) и левого (Л) направлений.

По сочетанию направлений свивки элементов канаты бывают крестовой свивки (направления свивки прядей в канате, прядей в стренгах и проволок в прядях противоположны) и односторонней свивки (направления свивки прядей в канате и проволок в прядях наружного слоя одинаковы). Канаты тройной свивки изготовляют только крестовой свивки.

Для такелажных работ обычно применяют шестипрядные канаты двойной свивки, т. е. канаты, состоящие из шести прядей, свитых из отдельных проволок, и пенькового сердечника. Чаще всего используют канаты крестовой свивки ТК (ГОСТ 3070—74* и 3071—74*), а также ЛК-Р (ГОСТ 2688—80) и ТЛК-0 (ГОСТ 3079—80). Последние два типа более износоустойчивы.

Долговечность канатов зависит от правильного выбора типа каната, соотношения его диаметра и диаметра блока или барабана, на который навит канат, а также от правильного обслуживания канатов.

Обслуживание стальных канатов включает периодическую очистку их от грязи, смазывание их графитовой мазью, предохранение от петлевых изломов и систематическое наблюдение за состоянием проволок. Предельные допускаемые числа обрывов проволок не должны превышать нормы Госгортехнадзора СССР.

Цепи. Грузовые цепи применяют в качестве подъемных в ручных талях и в грузоподъемниках вилочных погрузчиков. Грузовые цепи бывают пластинчатые и сварные.

Рис. 1. Виды касания проволок в прядях: а — точечное с одинаковым направлением свивки, б —точечное с разным направлением свивки, в —линейное

Сварные цепи (рис. 2, б) состоят из звеньев овальной формы, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях. Их изготовляют из стали ВСт2, ВСтЗ и 10. По точности изготовления сварные цепи делят на калиброванные и некалиброванные. Калиброванные цепи предназначены для работы на цепных блоках-звездочках с гнездами для звеньев; их используют также в качестве грузовых и тяговых. Некалиброванные цепи применяют только при работе на гладких блоках и барабанах, а также в качестве стропов.

Рис. 2. Грузовые цепи:

Преимуществами сварных цепей являются большая сопротивляемость износу и гибкость, допускающая огибание блоков и звездочек малых диаметров. Недостатки — большая масса по сравнению с канатами, сложность изготовления. При перегрузке звенья цепи разрываются внезапно. Сварные цепи согласно СНиП 111-4— 80 рассчитывают с учетом заданных нагрузок и коэффициента запаса прочности, который для грузовых цепей независимо от их назначения при ручном приводе должен быть равен 3, при машинном приводе цепей, работающих на гладком барабане, — 6, а на звездочке — 8. Для стропов с концевыми захватными приспособлениями коэффициент запаса прочности для любого вида привода должен быть равен 5, а для обвязочных стропов — 6.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум