Основные понятия о зазорах и натягах

Категория:
Разметка


Основные понятия о зазорах и натягах

В любом механизме, как бы он ни был сложен, всегда можно выделить элементарные соединения, представляющие собой пару сопряженных поверхностей. Эти поверхности деталей, составляющих узлы и агрегаты, должны занимать относительно друг друга то или иное положение, которое позволит им либо совершать относительные перемещения, либо сохранять полную неподвижность при определенной прочности соединения. При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают внешнюю (охватывающую) и внутреннюю (охватываемую) поверхности. Один из размеров соприкасающихся поверхностей называется охватывающим размером, а другой — охватываемым (рис. 1, а).

Рис. 1. Типы поверхностей деталей (а); зазоры в сопряжении отверстия с валом (<5); натяги в сопряжении отверстия с валом (в)

Для круглых тел охватывающая поверхность носиг общее наименование отверстия, а охватываемая — вала. Соответствующие им размеры называют диаметром отверстия и диаметром вала.

Если поверхности образованы двумя параллельными плоскостями каждая, то соединение называется плоским с параллельными плоскостями. Характер сопряжения двух поверхностей называется посадкой. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению. Посадки могут быть с зазором или с натягом.

Зазором называется положительная разность между размерами отверстия и вала (размер отверстия больше размера вала).

Наибольшим зазором называется разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала (рис. 1,б).

Наименьшим зазором называется разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Рассмотрим это на примере. Пусть размер вала равен 30 Годм, а размер отверстия 30+0’027. Тогда наибольший предельный размер вала будет равен 30—0,02 = = 29,98, а наименьший —30—0,04 = 29,96 мм. Допуск в данном случае определится следующим образом: 29,98—29,96 = 0,02 мм. Наибольший предельный размер отверстия равен 30 + 0,027 = 30,027 мм, наименьший предельный размер равен 30 мм, а допуск 30,027—30,00 = = 0,027 мм. В этом соединении диаметр вала меньше диаметра отверстия и, следовательно, между отверстием и валом есть зазор. Наибольший зазор: 30,027—29,96 = = 0,067 мм. Наименьший зазор: 30—29,98=0,02 мм.

Натягом называется отрицательная разность между диаметром отверстия и диаметром вала до сборки деталей, создающая после сборки неподвижное соединение (размер отверстия больше размера вала).

Наибольшим натягом называется разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия (рис. 20,б).

Наименьшим натягом называется разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия. Например, диаметр вала: 35+o!o5i диаметр отверстия: 35+0’0‘7.Тогда наибольший предельный размер вала будет 35,10 и наименьший—35,05 мм. Допуск 35,10—35,05 = 0,05 мм. Соответственно наибольший предельный размер отверстия равен 35,027 мм, наименьший — 35 мм. Допуск 35,027— 35 = 0,027 мм. В этом соединении размер вала больше

размера отверстия, и, следовательно, существует натяг. Наибольший натяг равен 35,10—35 = 0,10 мм; наименьший: 35,05—35,027 = 0,023 мм.

Следовательно, степень прочности или подвижности соединения зависит от величины натяга или зазора, т. е. от характера соединения деталей или их посадки.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум