Пленки драгоценных металлов

Категория:
Шлифование и полирование стекла


Пленки драгоценных металлов

Драгоценные металлы — золото, серебро, платину — наносят на изделия разными способами: наклеивают в виде пластин, наносят в виде порошка или жидких препаратов.

Золотые пленки наносят на любое стекло, причем состав стекла не играет никакой роли. Не рекомендуется покрывать золотом те участки изделия, которые подвергаются интенсивному истиранию, например ручки кувшинов. Иногда золото наносят в углубления на поверхности стекла, например в канавки, прорезанные тонкими абразивными инструментами или протравленные при помощи пантографов и гильоширных машин. Такая позолота практически не истирается. Если препарат нанести на матовую оверхность рисунка, которую предварительно протравливают плавиковой кислотой, можно получить чеканное золото. П Один из старых способов золочения состоит в том, что лист-коеое золото наклеивают на холодную поверхность стекла. Однако в этом случае сцепление металла с ней не отличается высокой.

Рис. 1. Устройство термовакуумной камеры для нанесения декоративных покрытий

Порошковым золотом можно нанести тонкий ровный слои на значительную поверхность изделия. Для этого порошковое золото смешивают с флюсом (легкоплавким стеклом) и полученную смесь растирают со скипидарным или лавандовым маслом, доводя до вязкости, удобной для росписи изделия кистью. В ряде случаев позолоту наносят в несколько этапов: сначала тонким сплошным слоем, после обжига контуры полученного рисунка обводят липким маслом, а затем припудривают с помощью тампона порошковым золотом. Изделие обжигают вторично, после чего полируют полученную позолоту. Если позолоту полировать не сплошь, а оставлять в некоторых местах матовое золото, то можно значительно разнообразить орнаменты и композиции, украшающие изделие.

Препараты «жидкого» золота получают двумя способами. При первом способе к полуфабрикату «жидкого» золота, содержащему до 21% но массе чистого золота, добавляют порошковое золото и смесь соединений некоторых металлов. Полученную смесь растворяют в органическом разбавителе сложного состава. По второму способу жидкие препараты приготовляют без порошка.

Изделия, расписанные золотом, перед обжигом сушат в помещении при 20 °С. При массовом производстве сроки сушки сокращают, применяя вентилируемые сушилки. Подсушенные изделия обжигают в печах и затем полируют.

Тончайшую блестящую пленку «глянцевого» золота, которую не нужно полировать, можно получить из 10% или 12%-ного препарата жидкого золота. Такой раствор содержит 10… 12% (по массе) чистого золота, а также примеси хрома и родия. Толщина золота на стекле 0,00012 мм. Препарат должен быть достаточно вязким для того, чтобы рисунок, наносимый на изделие пером или кистью, не растекался по поверхности.

Перед нанесением жидкого золота изделия моют вручную в воде, подогретой до 45 °С, вытирают полотенцем и устанавливают на конвейер, которым они подаются в сушильную печь, где с поверхности изделия полностью удаляется вся влага. Тот же конвейер подает высушенные изделия к месту нанесения рисунка. Здесь их устанавливают на турникетки (вращающиеся подставки), закрепленные на столах. Столы расположены по обеим сторонам движущегося конвейера.

Обжиг золотых покрытий должен отвечать условиям, при ко-торых летучие газообразные компоненты испаряются при задан-ных температурах в течение определенного времени. Его производят при 560…630 °С в зависимости от состава декорируемого стекла с выдержкой при максимальной температуре в течение 20 мин. Причем изделия, декорированные препаратом «жидкого» золота, следует обжигать отдельно от изделий, расписанных силикатными или люстровыми красками, во избежание вредного воздействия образующихся при обжиге красок паров органических связующих. После обжига изделие медленно и равномерно охлаждается.

Рис. 2. Полуавтомат МЗИ-1 для нанесения золота на изделие: 1 — поворотный стол, 2 — изделие, 3 — механизм нанесения золота, 4 — каркас, 5 — тумба, 6 — система воздухопровода и пневмоаппаратура, 7 — конвейер

Для золочения изделий массового производства служат полуавтоматы, например МЗИ-1. Полуавтомат МЗИ-1 предназначен для нанесения жидкого золота на ножку изделия. На поворотном столе полуавтомата закреплены зажимные головки, в которые устанавливаются изделия. Золото наносится механизмами. Привод расположен внутри чугунной тумбы.

Воздух подается системой воздухопроводов и пневмоаппаратуры.

Закрепленное в зажимной головке изделие из позиции загрузки передается поворотным столом, совершающим прерывистое движение, в позицию нанесения золота. Механизм нанесения золота после трех оборотов изделия отводится от него, и стол поворачивается на одну позицию. В позиции разгрузки кулачки зажимной головки разжимаются и изделие устанавливается на конвейер, который доставляет его в печь для обжига.

Рис. 3. Схема технологической линии для нанесения золота на изделия из простого стекла: 1 — машина МЗИ-1, 2 — переставитель, 3 — печь для обжига

Полуавтомат МЗИ-1 работает в составе технологической линии декорирования изделий из простого стекла. Линия состоит из двух машин для нанесения золота, переставителя и печи для обжига.

Серебряные пленки наносят порошковым серебром и в виде пасты.

Порошковое серебро получают восстановлением металлического серебра из раствора серебряной соли в щелочной среде. В большинстве случаев порошковое серебро бывает 50%- и 65%-ным. Препарат порошкового серебра приготовляют и наносят так же, как порошковое золото. Затем изделие с серебряной пленкой обжигают и полируют.

Серебряную пасту приготовляют, смешивая в шаровой мельнице AgN03, флюс, скипидар и скипидарное масло. Чтобы пленка лучше закреплялась на поверхности изделия, в пасту вводят оксид висмута. Пасту наносят на изделие кисточкой, пульверизацией, окунанием, шелкотрафаретной печатью и т. п. Вязкость пасты зависит от технологических особенностей выбранного способа нанесения. Разложение пасты с выделением частичек металлического серебра начинается при 410—420 °С, однако темпе-ратуру обжига повышают до 520…550 °С и изделие выдерживают при этой температуре в течение получаса для того, чтобы флюс растекся и частицы серебра приплавились к поверхности стекла После обжига слой металлического серебра полируют. Для уве-личения толщины слоя серебра до 0,02 мм процесс нанесения пасты и обжиг изделий повторяют.

Пленку из серебра иногда используют как подстилающий слой для нанесения на него рисунков из металлической меди.

Для нанесения специальных покрытий из серебра и создания дорогих украшений по стеклу выпускают 20%-ный препарат серебра. Он образует на изделии глянцевую пленку, которую не нужно полировать.

Недостаток серебряных покрытий в том, что они темнеют на воздухе, особенно при содействии сернистых соединений. Кроме того, пленка теряет блеск и становится матовой.

Платиновые пленки из жидкой платины — серебристое блестящее покрытие, не темнеющее на воздухе. Платиновую пленку получают так же, как пленку из жидкого золота.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум