Покрытия из силикатных красок

Категория:
Шлифование и полирование стекла


Покрытия из силикатных красок

Силикатные краски (цветные глазури) представляют собой тонкоизмельченные стекла или смесь легкоплавких стекол (флюс) с красителями и наполнителем. Краски должны иметь температуру размягчения и плавления ниже температуры размягчения стеклянного изделия, на которое их наносят. Температура растекания красок при обжиге на стекле 500…550 °С, что несколько ниже температуры размягчения стекла. Совпадение температурных коэффициентов линейного расширения (ТКЛР) краски и декорируемого стекла — одно из важных условий получения хорошего покрытия.

Если при получении краски материалы, образующие флюс, сплавляют вместе с красителями, то получается прозрачная краска. Краситель как бы растворяется в бесцветном легкоплавком стекле. Если бесцветный флюс плавят отдельно, а потом размалывают с красителем, получают эмаль.

Основные компоненты флюсов: РЬО, В203, Si02, иногда Na20; дополнительные Pb304, H3B03, Si02, иногда Na2B407. Силикатные краски готовят из нескольких флюсов разного химического состава, чтобы придать краске требуемые технологические свойства, например различные температуры размягчения и ТКЛР. Совпадение ТКЛР обожженной краски и декорируемого стекла— одно из важных условий получения качественного покрытия. При большем отклонении на поверхности обожженной краски появляются волосяные сверкающие трещинки (цек) или же слой краски целиком отскакивает от стекла в результате сильных термических напряжений между краской и стеклом.

Химический состав красителей разнообразен: оксиды цветах металлов, соединения оксидов металлов, сульфиды и сели-ниды металлов. Для получения красок основу и краситель смешивают в различных соотношениях в зависимости от типа красителя и требуемой интенсивности окраски. Краситель и пигмент представляют собой неорганические соединения металлов.

Наполнитель вводят, чтобы придать краскам непрозрачность. Луч света проходит через краску, содержащую наполнитель, не по прямой линии, а преломляется и отражается на поверхности кристаллов и частиц добавляемых наполнителей. В качестве наполнителей используют оксиды металлов: SnCb, БЬгОз, Zn02, Cr203, ТЮг. Реже встречаются наполнители типа Zn3(P04)2, 2nS. Иногда в роли наполнителя выступают сами красители.

На стекольные заводы силикатные краски поступают в виде тонкоизмельченных порошков, которые хранят в сухом помещении.при постоянной температуре, так как при понижении температуры конденсируется влага и краска комкуется, что требует дополнительного помола для восстановления исходных свойств краски.

Перед нанесением краски приготовляют, смешивая с разбавителями и связующими веществами. Связующие вещества и разбавители— добавки органического происхождения: высыхающие масла, бальзамы и смолы. Эти добавки связывают зерна красок лишь временно. При обжиге окрашенных изделий разбавители и связующие выгорают уже при низких температурах. После их удаления по мере повышения температуры обжига силикатная краска плавится и соединяется со стеклом. Таким образом, разбавители и связующие вещества помогают лишь нанесению краски на изделие в холодном состоянии.

Краски наносят на изделие ручным и механизированным способами. К ручным способам относится живопись по стеклу, или роспись изделия пером, карандашом с выжигающейся краской. Механизированные способы нанесения красок: офсетная, шелкотрафаретная печать и аэрозольное напыление, аэрография.

При выполнении живописи по стеклу применяют стеклянные палитры толщиной 4…5 мм и размерами 20X20 и 35х Х35 мм со шлифованной поверхностью; палочки грибовидной формы для растирания красок; костяные и пластмассовые шпатели; капельницу для разбавителя; склянку для масла; перья Для рисования; турникетку, ватные и кожаные тампоны, кисти.

Приступая к росписи изделия, мастер-живописец приготовляет краску — смешивает порошок со связующим. Консистенция краски зависит от характера живописной работы и навыков живописца. Определяют консистенцию, сдвигая шпателем часть краски по палитре. Если при этом граница раздела остается четкой, ровной и не расплывается, считается, что достиг-ута нужная консистенция краски. Слишком жидкую краску размазывают по палитре, и она быстро подсыхает, приобретая необходимую густоту. Если этой операции недостаточно для д0. стижения заданной густоты, добавляют немного сухой краски Если же краска слишком густа, добавляют немного разбавителя.

Для достижения большей цветовой палитры смешивают раз-личные краски. Однако некоторые краски несовместимы и их нельзя смешивать между собой, например коралловую красную с зеленой, синей, серой и черной; пурпурную с зеленой и коралловой красной; коричневую с зеленой, синей и фиолетовой; желтую с синей и фиолетовой; фиолетовую с зеленой, желтой, коричневой и коралловой красной; зеленую с коричневой, коралловой красной, пурпурной и фиолетовой; синюю с желтой, коричневой, коралловой красной; черную с желтой, пурпурной и фиолетовой.

Перед росписью изделие очищают от жировых пятен и высушивают.

К простейшим видам живописи на стекле относят нанесение полосок (обводок), штриховки несложных геометрических элементов, сплошное по-рытие больших поверхностей и т. д. Рисунок намечают тонкой кистью или пером. Иногда копию рисунка в натуральную величину вкладывают внутрь расписываемого изделия.

Общие правила росписи заключаются в следующем. Не рекомендуется исправлять наложенные мазки краски. Если все-таки приходится подправить мазок, нужно подождать, пока он подсохнет. Хорошим считается такой рисунок, все мазки которого выполнены только одним ударом кисти. На большой поверхности краску лучше всего выравнивать тампоном, которым, кроме того, можно наложить краску с постепенным уменьшением слоя, или затушевать переход краски одного цвета в другой. При нанесении рисунка на стекло кисть держат, как авторучку, касаясь мизинцем свободной поверхности стекла. Краску на кисть набирают с палитры. Для каждого элемента рисунка подбирают кисти, наиболее подходящие по форме волоса. Каждую краску наносят своей кистью. Не следует слишком густо накладывать краску, так как в процессе обжига она отслоится от стекла. Краска, слишком разведенная разбавителем, может стекать с вертикальных стенок изделия на первой стадии обжига.

Сложные многокрасочные рисунки расписывают в такой по-педовательности. Сначала покрывают краской большие по-Серхности, а затем наносят мелкие детали: штрихи, точки, обводки и т. д. При мелких повторяющихся элементах в рисунке часто пользуются печатками.

Рис. 1. Кисти для росписи по стеклу:

При росписи изделия эмалями, которые более тугоплавки, чем обычные силикатные краски, на стекло сначала наносят подкладку (грунт) из более легкоплавкой краски, ТКЛР которой занимает промежуточное положение между ТКЛР стекла и эмали. Подкладку (грунт) и эмаль обжигают одновременно.

Роспись закрепляют обжигом всего изделия в муфельных печах периодического или непрерывного действия. Температурный режим устанавливают в зависимости от состава стекла и краски. При слишком быстром нагреве краска может растечься. Слишком высокая температура обжига может вызвать деформацию изделия. При выборе режима обжига учитывают также форму и размеры изделия. При обжиге силикатных красок в печи необходим небольшой избыток кислорода.

Аэрографией называют механический способ нанесения распыленных сжатым воздухом силикатных красок на стекло через трафарет. Для нанесения покрытий применяют аэрограф.

Силикатные краски растирают в ф-арфоровых шаровых мельницах со скипидаром, в который добавлена канифольно-скипи-дарная мастика, или с водой, смешанной с декстрином. Краски разводят более жидко, чем для росписи: с помощью более жидкой краски можно получить более ровное покрытие.

Трафареты рисунков вырезают из плотной бумаги или металлической фольги.

На краях прорезей рисунка не должно быть заусенцев, чтобы трафарет плотно прилегал к поверхности изделия и контур рисунка был четким.

Если на поверхности изделия необходимо создать окрашенный слой, в котором основной тон ослабевает ко дну изделия («нисходящее покрытие»), струю краски направляют несколько выше края изделия. Если изделие перевернуть вверх дном, то этот прием называется «восходящим покрытием». В момент распыления краски сопло аэрографа должно находиться в 15…20 см от поверхности изделия. Уменьшать расстояние между поверхностью стекла и соплом не рекомендуется, так как при этом происходит поддув краски под трафарет, в результате чего рисунок будет иметь расплывчатые контуры. При нанесении краски разбрызгивание краски кляксами считается дефектом.

Для экономии краски применяют электростатическое распыление— частичкам распыляемой краски придают электрический заряд. Вторым электродом служит поверхность изделия, подлежащего окраске. Между этими электродами создается электростатическое поле высокого напряжения. Вылетая из сопла распылителя, частички краски оказываются на поверхности второго электрода, т. е. на окрашиваемой поверхности.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум