Ритм

Категория:
Композиция в технике


Ритм

Понятия «ритм» и «метр» нередко смешивают, подразумевая под ритмом любое повторение элементов, в том числе (и особенно) метрические повторы, наиболее распространенные в технике.

В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов — в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т. п. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка.

Метрический повтор даже при нескольких скоординированных рядах элементов воспринимается в целом проще ритма. Это можно объяснить тем, что ритм задает форме активное композиционное движение, связан с проявлениями динамичности и с композиционным равновесием. Изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их площадь, структурную насыщенность, тональность и т. п., можно усиливать или ослаблять динамичность формы. Ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия, как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда.

Мы весьма чутко реагируем на едва заметное отступление от закономерности, на которой строится ритмический ряд. Динамичность, придаваемая форме ритмом, в композиционном отношении может потерпеть полное крушение при нарушении закономерности изменений. В пределах выбранного или обусловленного ритма варьирование невозможно, потому что изменение одного элемента или шага неизбежно ведет к утрате динамичности и целостности всей системы.

В качестве средства композиции ритм используется в художественном конструировании как в тех случаях, когда его объективно предопределяет конструктивная основа (сама функция), так и в тех, когда он создается применением тона, цвета, элементов пластики и жестко не обусловлен (т. е. сама закономерность ритма может быть задана).

Один из исследователей ритма в технике П. А. Кудин так определяет его значение: «Для решения многих задач в художественном конструировании важно знать, во-первых, как воспринимается тот или иной ритм; во-вторых, каким образом он влияет на направление перемещения взора и влияет ли; в-третьих, какие элементы ритма привлекают внимание в большей степени, а также какие в меньшей. Понимание особенностей восприятия ритма поможет выявить скрытые «резервы» ритмического ряда и в какой-то мере предотвратить неправильное использование ритма в художественном конструировании».

Здесь виден подход к ритму с точки зрения психофизиологии внимания, что, несомненно, имеет большое значение для таких видов деятельности, как работа оператора сложной системы. Нас же в данном случае интересует прежде всего композиция. И здесь есть смысл обратиться к архитектуре, где ритм используется на протяжении всей ее истории в самых различных композиционных вариациях. На рис. 77, а жилой дом, построенный на Смоленской площади в Москве по проекту академика архитектуры И. В. Жолтовского, великолепного мастера и глубокого знатока закономерностей композиции. Главным фасадом здание выходит на оживленную магистраль Садового кольца. Зодчий стремился к тому, чтобы композиция здания как бы подхватывала и развивала движение улицы. Динамичность сооружения достигнута в значительной мере с помощью ритма крупных декоративных обрамлений окон верхних этажей. Здесь ритм строго закономерен: он основан на постепенном увеличении интервала между вставками на одно окно.

Мотивы ритма, которые в самых различных интерпретациях находят отражение и в архитектуре, и в технике, показаны на рис. 77, а—д. О здании на рис. 77, а мы уже говорили. На рис. 77, б показан ряд условных моделей с разным проявлением ритма: 1—ритм выражен только в закономерном сокращении величйны квадрата, в то время как толщина контура и просветы между ними остаются постоянными; 2—ритм более активен с убыванием толщины контура квадратов к центру, так как он определен уже двумя величинами; 3—ритм закономерно развивается одновременно по всем геометрическим параметрам — размеру фигур, толщине контуров и просветов; 4— закономерность ритма несколько нарушена, так как толщины контуров и просветы между элементами одинаковы, т. е. ритм переходит в метр. На рис. 77, в еще несколько примеров проявления ритма: 1 — постепенное нарастание плотности структуры ажурной металлической конструкции; 2—5—у каждой из этих конструкций свое проявление ритма, выраженное разными расстояниями между поперечными кольцами жесткости, а также характером кривизны главных формообразующих: 2— замедленный ритм; 3— 4—по-разному проявляющийся убыстренный ритм*; 5—ритм выражен одновременно двумя структурными параметрами; г—развитие ритма групп элементов при нарастании их визуальной «плотности» в рамках метрического повтора групп; д—ритм развивается противоречиво и незакономерно. Если в верхнем и нижнем рядах он нарастает в одном направлении, причем не синхронно, то в среднем — в противоположном. Здесь одни ряды как бы гасят движение в других. Закономерность становится трудночитаемой. Если на практике возникает подобная ситуация, полезно пометить своим цветом каждый ряд и по возможности разделить их графически.

Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление этой закономерности. Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько сильным, мощным, что становится ведущим началом композиции.

Небезразлично также, развивается ли ритм по горизонтали или по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции.

Пожалуй, из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия, и это понятно: ведь нарушение ритмического ряда выглядит как явление явно негативное, как нарушение весьма строгой закономерности. Идет ли речь о конструировании ажурной телебашни или простой вентиляционной решетки с постепенным убыванием размеров колец и просветов, необходимо проследить, чтобы ничто не нарушало закономерности ритма.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум