Роторы синхронных машин

Категория:
Крупные электрические машины


Роторы синхронных машин

Роторы синхронных машин подразделяются по способу крепления полюсов. У тихоходных машин с сравнительно небольшими окружными скоростями полюсы крепятся болтами к магнитному колесу. В быстроходных машинах при скорости вращения 500 об/мин и выше применяется клиновое крепление полюсов к остову ротора парными клиньями. В этом случае хвостовики полюсов имеют Т-образную форму. Остовы роторов быстроходных машин имеют форму призмы с числом граней, равным количеству полюсов.

В крупных машинах применяются в основном три типа остовов:
1) остовы, шихтованные из штампованных листов тонколистовой стали марки Ст. 3 толщиной 1,5—6 мм;
2) дисковые остовы из листов толстолистовой стали марки Ст. 3, насаженных на вал по горячей посадке;
3) остовы, выполненные за одно целое с валом (из одной поковки).

Сердечники полюсов независимо от способа крепления набираются из стальных штампованных листов толщиной 1—1,5 мм и стягиваются шпильками или заклепками между торцевыми щеками. Щеки изготавливаются из стали коваными или литыми.

Обмотка ротора состоит из катушек возбуждения, надеваемых на изолированный сердечник полюса. Катушки выполняются из голой полосовой меди, загибаемой на ребро. С каждой стороны витка катушки наклеивается изоляция из асбестового полотна. Выводные концы катушек соединяются между собой хомутиками и пропаиваются припоем ПСр-15. Для того чтобы выводные концы под действием центробежных сил не изгибались, они укрепляются гетинаксовыми распорками. В особенно крупных машинах их крепят к остову ротора специальными шпильками.

Обычно роторы синхронных машин имеют короткозамкнутую демпферную обмотку, которая для генераторов является успокоительной, а для двигателей пусковой. Демпферная обмотка выполняется из круглых медных или латунных стержней, уложенных в отверстия сердечников полюсов. К выступающим концам стержней припаиваются твердым припоем сегменты из полосовой меди, соединяемые между собой гибкими перемычками, набранными из тонких медных пластин толщиной 0,5 мм. В тихоходных машинах концы сегментов соседних полюсов накладываются друг на друга внахлест и стягиваются болтами, или сегменты соединяются жесткими накладками из полосовой меди.

Рис. 1. Ротор с клиновым креплением полюсов.

Лобовые части демпферной обмотки машин со скоростью вращения 500 об/мин и выше испытывают большие центробежные усилия; для повышения механической прочности сегменты демпферной обмотки в этом случае крепятся болтами к стальному бандажному кольцу.

Для предотвращения перемещения катушек в боковом направлении, между полюсами устанавливают стальные или силуминовые распорки, под которые, чтобы изолировать ил от обмотки полюсов, подкладывают гетинаксовые прокладки. В особенно крупных машинах распорки, так же как и выводные концы обмотки возбуждения, крепятся к остову ротора специальными шпильками. Во избежание радиального перемещения катушки из-за неизбежного высыхания изоляции при работе машины в отверстия на остове ротора вставляются спиральные пружины, которые поджимают катушки к козырьку сердечника полюса.

Для снижения нагрева обмоток и сердечника при работе машины на роторы устанавливаются вентиляторы. У роторов тихоходных машин они выполняются в виде отдельных крыльев, согнутых из листовой стали толщиной 1,5—2 мм, прикрепленных болтами к торцам остова ротора. В роторах быстроходных машин широко применяются вентиляторы пропеллерного типа, отлитые из силумина. Лопатки таких вентиляторов крепятся болтами к втулке 2, насаживаемой на вал. Выводные концы обмотки возбуждения присоединяются токоподводом к контактным кольцам.

Токоподводы контактных колец выполняются из меди круглого сечения или из кабеля и закрепляются на торце остова ротора и на валу специальными колодками или планками.

В синхронных машинах используются в основном два типа контактных колец: с горячей посадкой на изолированную чугунную или стальную втулку и подвесные с болтовым креплением к диску или к сварной лучевой втулке, насаженной на вал.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум