Сборка валов, осей, муфт и маховиков

Категория:
Практика слесарно-сборочных работ


Сборка валов, осей, муфт и маховиков

В конструкции различных машин составные валы, т. е собранные из двух, трех и более частей, встречаются весьма часто. Способов соединения частей и их конструктивных разновидностей чрезвычайно много. Следует указать на два характерных вида соединений: жесткие, обеспечивающие постоянство относительного положения частей вала при работе, и быстроразъемные, при которых части вала можно, когда это необходимо при работе, разъединять.

Строго соосные цилиндрические валы жестко соединяют так называемыми жесткими глухими муфтами. Соединение валов начинают с подбора боковин к валам так, чтобы между валами и выточками в боковинах не было зазора. Затем устанавливают пружин, ные кольца, шпонки и обе боковины предварительно стягивают двумя болтами. После этого проверяют, нет ли зависания боковин на шпонках и кольцах. Причиной зависания могут быть недостаточные размеры канавок под шпонки и кольца, в связи с чем боковины упираются в эти детали. Устанавливают еще два болта, затягивают и зашплинтовывают гайки.

Сборку составного вала, соединяемого по схеме, приведенной на рис. 1, б, начинают с подбора фланцев к шейкам вала. Посадка фланца на шейке — с натягом, поэтому при больших диаметрах валов фланцы необходимо нагревать. После установки шпонок, напрессовки фланцев и установки центрирующего кольца валы тщательно контролируют на перпендикулярность торцов фланцев осям валов. Одновременно проверяют на биение выступающую часть центрирующей поверхности кольца. Допуск на биение во всех случаях зависит от назначения вала, размеров детали, точности обработки.

Далее обе половины вала с напрессованными фланцами устанавливают на призмах и, сдвигая их до соприкосновения фланцев, фиксируют в таком положении тремя болтами. Затем вал устанавливают в центрах и индикатором проверяют биение по всем шейкам обеих половин его. Если биение не выходит за пределы допустимого, монтируют остальные болты. Если биение шеек валов в предварительно собранном узле больше допустимого, узел необходимо разобрать, а затем собрать вновь, сместив одну половину относительно другой на некоторый угол. После сборки вал окончательно проверяют в центрах.

Примером быстроразъемного соединения валов может служить соединение посредством кулачковой и фрикционной муфт сцепления. Муфты предназначены для передачи вращения с одного вала на другой, расположенный с ним соосно. Если муфта рассчитана на постоянное соединение вала, то ее называют постоянной. Если в процессе работы необходимо многократно соединять и разъединять валы, то применяют сцепные муфты.

К постоянным относят муфты, состоящие из двух полумуфт, соединенных болтами. Вращающий момент передается шпонками. Подобные муфты называют глухими. Они просты по конструкции, однако имеют существенный недостаток —требуют точного центрирования соединяемых при сборке валов.

Рис. 1. Типы муфт, применяемых для передачи вращающего момента с одного вала на другой

Этого недостатка нет у компенсирующих постоянных муфт. Конструкция их сложнее, однако и возможности шире. Ими можно соединять валы, имеющие смещение и перекос осей. Если в муфте смещение и перекос валов компенсируются упругими элементами, например стальными пластинчатыми пружинами или резиновыми кольцами, то ее называют упругой. Если же упругих элементов нет, муфту называют жесткой.

Из упругих компенсирующих муфт наиболее широко применяют втулочно-пальцевые и жесткие крестово-шарнирные муфты, состоящие из двух вилок и крестовины.

Для многократного соединения и разъединения валов часто применяют кулачковые муфты. Одна из полумуфт жестко соединена с валом, а вторая может перемещаться по шпонке или по шлицам вдоль вала. При включении муфты кулачки, имеющиеся на торцовых поверхностях одной полумуфты, входят во впадины Другой и передают вращение.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум