Система планово-предупредительного ремонта оборудования

Категория:
Ремонт оборудования предприятий молочной промышленности


Система планово-предупредительного ремонта оборудования

Сроки износа отдельных деталей оборудования и машин в целом не могут быть одинаковыми, так как они подвергаются различным нагрузкам, имеют различную конструктивную прочность, надежность и т.д. Все подвижные детали изнашиваются значительно быстрее, чем станина. Из-за различных сроков износа деталей возникает необходимость их периодического ремонта, назначение которого поддерживать оборудование в работоспособном состоянии в течение всего срока его эксплуатации.

Системой планово-предупредительного ремонта (ПИР) называется комплекс организационно-технических мероприятий по обслуживанию и плановому ремонту машин и аппаратов, проводимых через определенное время по заранее составленному плану. Проведение планово-предупредительного ремонта позволяет предупредить преждевременный износ оборудования, случайные его поломки, заблаговременно выявить детали и узлы, подлежащие замене, и подготовиться к проведению ремонтных работ.

При этом улучшается качество ремонта, повышается Производительность труда рабочих ремонтных служб, Увеличивается межремонтный период работы оборудования, сокращаются простои и увеличивается долговечность работы машин и аппаратов.

В систему планово-предупредительного ремонта входит:
— плановый осмотр, при котором выявляют и устраняют неисправности для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования до ближайшего планового ремонта;
— межремонтное обслуживание, которое предусматривает содержание оборудования в исправном состоянии в процессе эксплуатации и выполнение небольших по объему и сложности ремонтных работ в период кратковременной остановки оборудования (проверка смазки, натяжения приводных ремней и цепей, исправности ограждений и т. д.);
— плановые ремонты — капитальный, текущий и средний. Во время капитального ремонта К полностью разбирают оборудование и узлы; заменяют или восстанавливают изношенные детали; ремонтируют базовые детали (станины, корпус и т. д.). После капитального ремонта оборудование по технической характеристике и производительности должно соответствовать новому оборудованию. Капитальный ремонт проводят обычно в ремонтно-механических мастерских завода или на специализированных ремонтных предприятиях. При этом рекомендуется проводить ремонтную модернизацию оборудования.

Во время текущего Г (малого) ремонта дефекты устраняют через определенные сроки при кратковременной остановке машины. Выполняют работы, связанные с устранением неисправностей, выявленных в процессе эксплуатации. Частично разбирают отдельные узлы, не разбирая агрегат в целом. Производят промывку масляных ванн, подшипников, смену масла, регулировку сальников, подтяжку гаек фундаментных болтов, замену износившихся прокладок и т.д. Выполняют ремонт слесари-наладчики и слесари-ремонтники. При среднем С ремонте производят частичную разборку машины без снятия с фундамента, заменяют или восстанавливают износившиеся детали (подшипники, венцы зубчатых колес, шейки валов). Средний ремонт с периодичностью проведения свыше одного года по характеру близок к капитальному.

На промышленных предприятиях ежегодно 10—12% технологического оборудования подвергается капитальному ремонту, 20—25%—среднему и 90—100%—текущему.

Система планово-предупредительного ремонта включает также составление и выполнение графика, определение трудоемкости профилактических и ремонтных работ, разработку инструкций, правил и технических условий по эксплуатации оборудования, анализ наблюдений за работой оборудования, изучение причин износа и выхода из строя отдельных деталей, анализ фактических затрат труда и периодичности работ, что необходимо для составления графика работ на следующий год. В систему планово-предупредительного ремонта не входит внеплановый, или аварийный, ремонт. Для планирования и организации ремонта введены следующие понятия и определения.

Ремонтным циклом для оборудования, находящегося в эксплуатации, называется период работы машин между двумя капитальными ремонтами; для вновь установленного оборудования — от момента ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта. Межремонтный период тр — продолжительность работы оборудования между двумя очередными (ближайшими) плановыми ремонтами.

Межосмотровый период — продолжительность работы оборудования между очередными плановым ремонтом и осмотром или между двумя осмотрами. Структурой ремонтного ци к л а называется порядок расположения и чередования ремонтных и профилактических работ в ремонтном цикле. Структура ремонтного цикла определяется его разрядом. Технологическое оборудование разделено на десять разрядов; для каждого вида разряд указывается римской цифрой. Чем сложнее оборудование, тем меньше разряд ремонтного цикла, и наоборот. Например, сепаратор ОСН (10 000 л/ч) имеет II разряд ремонтного цикла, а резервуары для хранения молока (типа РМВЦ), баки и ванны —X.

В зависимости от разряда ремонтного цикла оборудования и условий его эксплуатации (работа в одну или две смены) в системе планово-предупредительного ремонта предусматривается различная продолжительность ремонтных циклов, межремонтных и межосмотровых периодов.

Структура ремонтного цикла I—V разрядов указана ниже:

Составление графика ППР. График планово-предупредительного ремонта по участку, цеху или заводу составляют, используя перечень оборудования по участкам и его краткую техническую характеристику (тип или марка, производительность или емкость, завод-изгото-витель или фирма), а также учитывая сменность работы оборудования, год, месяц и вид последнего ремонта, год установки оборудования.

Затем по нормативам определяют разряд ремонтного цикла, продолжительность межремонтного и межосмот-рового периодов. На основании этих данных строят ремонтный цикл. Для этого в графике ППР сначала проставляют по месяцам плановые ремонты (Т, С, К), а между ними — осмотры. При этом за отправную точку берут дату последнего ремонта или ввода нового оборудования в эксплуатацию.

На предприятии график составляет на год главный механик завода, а утверждает главный инженер.

Согласно нормативам для некоторых видов оборудования на один месяц может приходиться по два осмотра, что указывают на графике. Для каждой единицы оборудования в графике предусмотрено две горизонтальные линии: верхняя — план и нижняя — выполнение. При этом в зависимости от конкретных условий эксплуатации оборудования (работа вместо двух в одну смену) возможно отклонение сроков выполнения работ против плана на +1 месяц.

Трудоемкость ремонтных и профилактических работ.

В зависимости от конструктивных и технологических особенностей оборудования, его габаритов трудоемкость ремонта может быть различной. Степень сложности ремонта агрегата характеризуется категорией ремонтной сложности R, которая тем выше, чем сложнее агрегат и выше его технические данные.

За единицу трудоемкости ремонта технологического и холодильного оборудования принята условная машина, для проведения капитального ремонта которой необходимо затратить 35 чел-ч рабочего времени, из которых слесарных работ 23 ч, станочных—10 ч, прочих — 2 ч. Эта единица называется условной ремонтной единицей.

Категория ремонтной сложности показывает, во сколько раз трудоемкость ремонтных и профилактических работ данной единицы оборудования больше трудоемкости одной ремонтной единицы.

При подсчете общих затрат труда для проведения ремонтных и профилактических работ по графику планово-предупредительных работ подсчитывают количество осмотров, текущих, средних и капитальных ремонтов, планируемых на год, а затем затраты труда на эти виды работ умножают на их общее количество. На графике трудоемкость работ по месяцам обозначается в знаменателе дроби.

Зная повременную тарифную ставку одного рабочего согласно разряду, можно подсчитать фонд заработной платы по видам работ с учетом премиальных (15— 20% от основного фонда).

Внедрение системы ППР на предприятии. В период подготовки к внедрению системы планово-предупредительного ремонта на заводе необходимо осуществлять следующие организационно-технические мероприятия. Провести инвентаризацию (учет) оборудования, находящегося в эксплуатации на каждом участке по видам (технологическое, паросиловое, холодильное, электрооборудование и др.). Каждой единице оборудования должен быть присвоен инвентарный номер, который наносится масляной краской на корпус машины. При наличии в комплекте нескольких единиц оборудования (линии розлива молока в бутылки, пастеризационно-охладительные установки), а также электродвигатели, относящиеся к оборудованию и т. д., им присваивают, помимо номера, индекс той машины, в комплект которой они входят.

Составить ведомости на имеющиеся и недостающие запасные детали, приспособления, инструмент и материалы. Эти два мероприятия следует проводить во время годовой инвентаризации основных средств предприятия (обычно по состоянию на 1 ноября или 1 декабря) с тем, чтобы внедрить график планово-предупредительного ремонта с 1 января нового года.

Затем следует дать оценку техническому состоянию оборудования, а также наметить вид и время ремонта каждой единицы оборудования. Установить ремонтный цикл и его структуру с учетом сменности работы оборудования. Определить категорию ремонтной сложности для каждого вида оборудования. Составить график ППР.

После этого оформляют необходимую техническую документацию. Комплектуют ремонтную бригаду в составе одного станочника, нескольких слесарей, сварщика и рабочих других специальностей. Желательно в бригаду включить персонал, обслуживающий оборудование (наладчика, оператора, аппаратчика). На период ремонта рабочих бригады желательно перевести на сдельную оплату труда для повышения их материальной заинтересованности.

Скоростной ремонт оборудования. Одной из основных задач ремонтной службы на предприятии является сокращение сроков ремонта при высоком качестве работ. Для этого своевременно и тщательно готовят ремонтные материалы, запасные детали, рабочее место и техническую документацию. Затем комплектуют ремонтную бригаду с обязательным включением в ее состав необходимого количества подсобных рабочих. Планируют ремонтные операции с выдачей заданий. При ремонте необходимо применять современные механизмы и приспособления. Для максимального использования времени остановки оборудования следует организовывать ремонт в две смены, а также ремонтировать его в дни, когда оно не работает. Для одновременного выполнения электротехнических, слесарных, станочных, санитарно-технических и других работ необходимо применять совмещенный метод ремонта (аналогично монтажным работам). Рекомендуются узловой и агрегатный методы ремонта как наиболее прогрессивные. Для повышения материальной заинтересованности ремонтных рабочих следует внедрять аккордно-премиальную систему оплаты труда.

Начало ремонтных работ должно быть согласовано с главным инженером предприятия и начальником участка, на котором установлено данное оборудование. Чтобы обеспечить бесперебойную переработку молока в период ремонта, необходимо заблаговременно подготовить резервное оборудование.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум