Вторая жизнь дерева

Категория:
Вторая жизнь дерева


Вторая жизнь дерева

В древних летописях Россию обычно называли «страна лесная». По лесным богатствам СССР занимает первое место в мире. Леса СССР составляют третью часть общей площади лесов земного шара.

Наибольшее количество лесов расположено в полосе умеренного климата, значительно меньше на Крайнем Севере и в южной части страны.

Свыше ста различных пород деревьев произрастает на обширной территории СССР, начиная от карликовой березы в заполярной тундре и кончая чайным деревом на Кавказе.

Наиболее распространенной породой дерева в лесах европейской части Советского Союза является сосна. Она занимает около 30% всей лесной площади,

Высокая стройная с гладким стволом, сильно смолистая, она широко применялась при строительстве судов, жилых и культовых сооружений. Тесовые доски на постройках, баржи, расшивы и беляны, ходившие по Волге, богато украшались объемной и рельефной резьбой из сосны.

Ель служит прекрасным строительным материалом. Когда-то, как и сосна, она была основной породой для крупных резных работ. Кроме того, ель особого строения, выросшая в определенных условиях, «музыкальна». Из тысячи елок специалисты отбирают несколько десятков «поющих».

После длительной сушки, когда древесина приобретает необходимые свойства, ее используют для изготовления скрипок, виолончелей, гитар и т. д.

Особым «музыкальным свойством отличаются вологодские ели. Их слава перешагнула рубежи нашей Родины. «Поющей», «резонирующей» древесиной также является бук, растущий на каменистых горных почвах.

Большим разнообразием применения и долговечностью отличается древесина дуба. Когда-то дуб был гораздо более распространен в центральной полосе России. Об этом свидетельствуют многочисленные остатки его, найденные в виде целых стволов или коряг на дне полувысохших рек Подмосковья и Ленинградской области.

Береза в европейской части Союза занимает больше 16% всей площади леса. Ее белая твердая и упругая древесина широко применяется во многих областях строительства и декоративного искусства.

Лучшие липовые леса тянутся от северо-восточной стороны Костромской области до Уфимской, а территория между Волгой и Сурой, так называемое Засурье, благодаря особым условиям богата кленовыми лесами.

Липа и клен широко используются в столярно-мебельном деле. Липа незаменима в резном искусстве, так как древесина ее легко режется вдоль и поперек волокон, не крошась. Липа хороша и под золочение.

Необычайно широко липу использовали в XVII и XVIII веках, когда церковные и дворцовые помещения и мебель роскошно украшали изумительными по мастерству резными орнаментами.

Лиственница произрастает на северо-востоке Европейской части СССР и в Сибири. По качествам своим она близка к сосне. Обладая значительной гибкостью, но малою упругостью, лиственница в столярном деле представляет прекрасный и очень прочный материал. Лиственница идет на изготовление мебели, обшивку судов и на мачты. Применяется она также для монументальных декоративых работ.

Незаслуженно забыта строителями и мастерами-древоделами осина. По основным свойствам осина не уступает хвойным породам, а во многом даже их превосходит. Издавна из осины клали срубы, ладили столы, лавки, полати и полы, возводили храмы, которые стоят веками, не поддаваясь ни дождям, ни ветрам, ни зною.

Академик А. С. Яблоков пишет: «От нас, советских специалистов, будет зависеть наступление тех сроков, когда мы в действительности сумеем превратить лесную золушку — осину в принцессу русских лесов»1. Недалеко то время, когда «горькая» осина займет в лесном царстве подобающее ей место.

Редко, когда дерево умирает своей естественной смертью Состарившееся дерево срубают. Срубают молодые и средних лет деревья, необходимые в народном хозяйстве.

Несмотря на долголетие жизни дерева, человек всегда проявлял заботу о сохранении лесных богатств.

В начале XVIII века правительство, обеспокоенное беспорядочными заготовками древесины для строительства Санкт-Петербурга и флота, приняло ряд срочных мер по сохранению ценного лесного массива в северной и средней полосах России.

В 1703 году был издан царский указ «о бережении» лесов на Двине, у Архангельска. Вслед за этим Петр I пишет личное указание о сохранности лесных заповедных мест: «Не рубить дуб, клен, ясень, рябину, калину, орешник, ели толстые, а именно в голову человечью и толще, ольхи такой же меры не рубить.

В апреле 1722 года Государственным Сенатом учреждаются должности обер-вальдмейстера и специальных надсмотрщиков для «особливого смотрения и бережения лесов». В инструкции обер-вальдмейстеру подробно указывается, на какие «казенные дела и домовые нужды» позволяется «из заповедных лесов рубить дуб». При этом говорится: «…рубить дуб на палатные и хоромные уборы, на столы, на шкафы, на стулья… срубя в лесу, растирать в доски и брусья пилами, а не распиловав из леса не вывозить и кроме позволенного отнюдь не употреблять»3.

В середине XIX века передовые люди, озабоченные судьбой русского леса, призывали правительство и народ к действенной борьбе за сохранение природы и ее ценностей.

Лев Николаевич Толстой, будучи уже известным в России писателем, обратился к правительству с проектом, в котором предусматривал посадку лесных саженцев на месте вырубленного леса и просил, чтобы оно предоставило ему особые полномочия по осуществлению предложенного проекта на территории Российского государства. В 1853 году из Петербурга в Ясную Поляну пришел отказ. Царское правительство решило похоронить разумную идею великого писателя.

Известный ученый, защитник природы Д. Н. Кайгородов в 1910 году в своей книге «Чернолесье» писал: «Если мы будем и дальше так же легкомысленно относиться к разорению наших лесов, как относились к этому до сих пор, то не долго заставит себя ждать то время, когда наша родина почувствует всю тяжесть лесной бедности — тяжесть, которую, впрочем, уже и теперь начинают чувствовать многие местности в России, неразумно растратившие свои лесные богатства».

Русская интеллигенция глубоко осознавала значение леса и считала, что охрана природы является делом национальным, общегосударственным, от осуществления которого во многом зависит будущее России.

В настоящее время наша страна осваивает обширные территории тайги, степей и пустынь; вопросы, связанные с охраной леса, значительно усложнились, так как от существования леса во многом зависит плодородие наших земель и полноводность рек. Охрана природы, ее огромных ресурсов становится одной из главнейших задач Советского государства.

Несколько веков тому назад, когда леса более обильно покрывали огромные пространства страны, славянские племена, селившиеся по берегам северных рек, озера Ильменя и междуречья Оки и северной Волги, шаг за шагом отвоевывали у леса небольшие участки земли для того, чтобы соорудить жилища и посеять сельскохозяйственные культуры.

Вырубая и расчищая необходимые площади, человек старался как можно лучше использовать естественные богатства леса. Он постепенно приобщал лес к своим хозяйственным нуждам, находя в нем жилье, пищу и тепло. В это далекое для нас время не было такой отрасли в хозяйстве, которая не была бы тесно связана с жизнью леса. Недаром в старых русских пословицах говорится: «Возле леса жить — голода не видеть».

Особенно важна была роль леса на малоплодородных, болотистых землях.

Лес оказывал огромное влияние на всю жизнь человека, на его быт, культуру и формирование духовного склада.

Именно в этих районах возникли различные промыслы, связанные с обработкой дерева, зародились традиции, так благотворно влиявшие на развитие русского искусства. В этих местностях и развилось любовное чувство к лесу с его фантастическими образами, навеянными величественной и непостижимой жизнью его. В сказках, былинах, песнях, поговорках и пословицах народ выражает свое отношение к зеленому другу. Нежно и трогательно воспевает он в своих народных песнях каждую лесную породу:

Уж ты ель моя, елушка,
Зеленая сосенушка.
Все ли на тебе чисты веточки?
Все ли на тебе верхушечки?

или:

Белая березанька— русская краса,
Белая березанька — севера краса!

Чарующая красота леса находит свое выражение также в музыке и танце, живописи и скульптуре. Кто не знает сказочных полотен Виктора Васнецова, музыкальных произведений Н. А. Римского-Корсакова, полных выдумки и фантазии скульптур С, Д. Эрзи, В. А. Ватагина и С. Т. Коненкова, замечательных рассказов о лесе и его обитателях Михаила Пришвина и ученого-натуралиста Дмитрия Кайгородова, которые раскрывают перед нами неповторимую, суровую и глубоко поэтичную жизнь леса.

Человек, наблюдая за жизнью леса, видел в нем не только поэтизированные образы. Его зоркий глаз подмечал и изменения, происходящие е связи со сменой времен года, и ряд других явлений. Начало сельскохозяйственных работ {посева или сбора той или иной культуры) он определял по набуханию почек, появлению листвы, цветению и спаду листьев.

В настоящее время составляемые фенологами календари о сезонном развитии природы позволяют вскрыть очень важные закономерности — сроки сезонных явлений, необходимые не только для земледельцев, но и для лесников, охотников, для определения времени сбора лекарственного и другого растительного сырья.

Изучение тайн леса приобретает все больший интерес. Тысячи энтузиастов, терпеливо и самоотверженно изучая природу, приумножают наши знания о ней.

Удивительный все-таки это материал — древесина. Трудно себе представить другой вид материала с такими богатыми возможностями применения.

Неуемный Кола Брюньон, столяр из Бургундии, герой известного произведения Ромена Роллана, говорит о себе так: «Я из братства святой Анны столяр… Вооруженный топориком, долотом и стамеской, с фуганком в руках, я царю за моим зерстаком, над дубом узлистым, над кленом лоснистым… Сколько в них дремлет форм, таящихся и скрытых, стоит только проникнуть в древесную глубь»1.

С древних времен русские мастера, используя естественную красоту дерева, сооружали грандиозные хоромы и дворцы, церкви и соборы, поражающие великолепием и изысканностью отделки, неприступные башни и стены кремлей, где фантазия и изобретательность сливались с художественным замыслом народного зодчего.

Из дерева делали корабли, кареты, сани, украшая их резьбой и яркой росписью, и мебель, ткацкие станки, прялки, посуду— ложки, чаши, ковши и солонки, в которых сочеталась мудрая простота с декоративной причудливостью.

Из древесины резали или вытачивали игрушки, различного зида украшения и хозяйственные предметы, изготовляли струнные и смычковые музыкальные инструменты, а из бересты делали туески, лукошки, обувь, сумки и футляры для инструмента.

Когда пергамент составлял редкость, на бересте резали ножом или писали чернилами письма и грамоты.

Наблюдения и знания свойств дерева позволили человеку применять в медицине, кроме трав и цветов, соки и настои из коры, хвои и листвы. Чудодейственные свойства сосновой смолы — живицы не только предохраняют дерево от нанесенных ран, но используются в лакокрасочном, бумажном и мыловаренном производствах. Даже камфара, употребляемая в лечебных целях, содержит в себе живицу. Из смолы получают канифоль и скипидар.

Известный всем янтарь, используемый в декоративных целях, представляет собою не что иное, как смолу деревьев, сгнивших после отвалов на дне моря.

Дубильные вещества, имеющиеся в древесине дуба, способствуют брожению и сохранению вкусовых и ароматических свойств лучших вин в бочонках и чанах из этой древесины.

Дубильные вещества, содержащиеся в коре дерева, применяют при обработке кож.

Из коры (бересты) варят деготь, нужный в хозяйстве и для лечения скота. Из дерева добывают уксусную кислоту. Для человека лес — неисчерпаемый источник не только разнообразной жизненной помощи, но и кладовая народного творчества.

Рис. 1. Не сердись (авт. А. Гомзин)

Лесные отходы в виде стволов, корневищ и веток часто служат человеку исходным материалом для создания предметов быта и искусства.

Природные, декоративные качества древесины с давних пор привлекали человека. Крестьянин в бытовых и трудовых нуждах широко использовал корневища, находил почти готовые формы мебели и орудия труда.

Зоркий глаз художника в изгибах корней, сучков и коры определяет характер будущего образа и искусной рукой придает древесине необходимую форму. Сучки или корневища как бы оживают, перевоплощаясь в существо, вызванное фантазией человека.

Pис. 2. Бык (авт. М. Ягужинский)

Рис. 3. Ваза (капо-корень березы, авт. М. Рыжухинский)

Многие видные современные художники, а также люди, наделенные художественным вкусом, часто обращаются к естественным формам дерева, к причудливому изгибу ствола-или сплетению веток, находя в них то притаившегося зверя, то летящую птицу, то сказочное существо (рис. 1, 2, 3).

Художник А. Лаптев, посвятивший свое творчество лесной скульптуре, рассказывает: «Процесс поисков хоть труден, но зато увлекателен. Естественная прелесть природы чарует меня, и я чувствую себя первооткрывателем в ней сокровищ»1.

Безусловно, художник не всегда находит в корневище изображение готовым, иногда его приходится «доводить» до полной законченности, снимая кору, подрезая слишком длинные сучки, добавляя отдельные детали.

Использование природных, естественных, качеств древесины для создания предметов искусства находит все большее признание среди любителей этого вида творчества.

Резко возросло значение древесины в настоящее время в связи с развитием химической промышленности. Из древесины вырабатывают любые сорта бумаги, искусственный (вискозный) шелк, пластмассы, целлюлозу, древесноволокнистые материалы и т. д.

Применение мощных прессов позволило производить прессованную древесину, которая в некоторых случаях заменяет металл.

Обилие лесных материалов в нашей стране, а также разнообразие растущих пород деревьев при условии сравнительно легкой обработки древесины и предопределили повсеместное и многообразное ее использование.

Веками складывалась история русской архитектуры и декоративного искусства. Художественные работы по дереву составляют одну из ярких страниц в развитии мирового искусства и служат прекрасным примером для творческих исканий художников, источником формирования эстетических чувств человека, познания подлинной красоты.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум