Закономерности композиции

Категория:
Композиция в технике


Закономерности композиции

Необходимые качества композиции обеспечиваются в процессе художественно-конструкторской разработки проекта соответствующими композиционными средствами. Например, цветовое единство достигается с помощью точно разработанной цветовой гаммы, построенной, допустим, на сочетании дополнительных цветов (по цветовому спектру), а такое важнейшее качество композиции, как целостность формы, требует целенаправленного использования всех средств композиции. В этом случае частное свойство — цветовое единство — выступает уже как одно из обязательных условий целостности формы.

Но как проверить в процессе разработки композиции изделия правильность самого принципа, положенного в основу этой разработки, как найти надежные критерии оценки?

Наряду с учетом исходных условий (объективных факторов формообразования) важнейшим инструментом должно быть знание закономерностей композиции, выявление и соблюдение которых в значительной мере гарантирует высокое качество результата.

Закономерности композиции выступают как объективно действующие условия, отражающиеся на характере нашего восприятия формы. Независимо от того, является ли субъект восприятия профессионалом или человеком неискушенным, нарушение важнейших закономерностей композиции вызывает у него определенную реакцию — сигнал о нарушении целостности. Разница только в том, что непрофессионал подчас не в состоянии глубоко раскрыть причины своей неудовлетворенности формой изделия.

Как система ряда соподчинений, композиция возникает лишь при наличии особых связей между всеми частями целого. Эти связи основаны на закономерностях в одних случаях общего характера, без соблюдения которых композиция вообще не может существовать, в других — на более частных, распространяющихся лишь на определенные формы.

Например, для композиции многих станков и приборов характерно сочетание открытой сложной технической структуры механизма с лаконичными закрытыми объемами (опор, коробок передач, пультов управления). Общей закономерностью композиции таких объектов является значительно большая активность, а следовательно, и воздействие на нас самой технической структуры, насыщенной глубокими падающими и собственными тенями, перемежающимися со светом.

Упрощенная же геометрия форм закрытых объемов, организованных спокойными поверхностями, не столь активна в композиции, так как не дает большого количества визуальной информации, связанной с восприятием сложной структуры. Учет этой важной закономерности композиции, сказывающейся на характере объемно-пространственной структуры изделия, позволяет правильно использовать в работе над нею такое мощное средство композиции, как контраст между сложной структурой и лаконичным объемом. От соотношения этих двух начал зависит очень многое. Даже сравнительно небольшая по отношению к общему объему раскрытая техническая структура может композиционно «держать» крупную, но лаконично организованную часть станка, прибора или другого объекта конструирования.

Особенно велика роль закономерностей, связанных с пропорциями. Известно, какое значение для гармонии формы имеет четкая система размерных отношений, положенная в основу станка, прибора, любого другого объекта художественного конструирования.

Подчас возникает вопрос, как же на практике пропорционировать сложную машину, если самой инженерной компоновкой как бы предопределяются ее пропорции. На этот вопрос довольно сложно ответить в общем виде, но если внимательно анализировать конкретную объем-но-пространственную структуру, то можно отыскать немало возможностей для внесения необходимых коррективов в конструкцию в целях улучшения общих пропорций станка.

Для других объектов особенно негативными оказываются случайные нарушения закономерностей метрического повтора или непроизвольная сбивка ритма. Это иной раз настолько сильно отражается на форме, что зрительно полностью деформирует предмет.

Трудно перечислить все закономерности композиции, но не потому, что их просто много. Главное — проявляются они чрезвычайно многообразно, а их взаимообусловленность еще больше усложняет дело, затрудняя как их классификацию, так и работу над композицией промышленного изделия.

По-видимому, дальнейшее развитие теории и практики дизайна все же позволит привести в систему наши представления о закономерностях композиции. Это станет возможным, однако, лишь при определенной систематизации самих видов композиции, что, в свою очередь, требует нахождения принципа такой систематизации. Речь, конечно, идет не о сведении в виды и подвиды чем-то похожих однотипных изделий, так как в этом случае никакой системы, основанной на существенных принципах самой композиции, не получилось бы. Имеется в виду систематизация совсем иного рода — нахождение наиболее общих признаков в развитии форм различных изделий. Это и позволит подойти к упорядоченному изучению закономерностей композиции, притом не только самых общих, так или иначе давно известных, но и тех, которые проявляются лишь по отношению к определенным «видам» форм*.

«Красота в гармонии» — такова общепринятая формула, но что она может означать, когда неизвестны ее элементы, их число, значение и пр.? Такая формула сегодня не более чем метафора, а насущная потребность в повышении качества промышленных изделий, в частности средствами художественного конструирования, настойчиво требует разработки методов объективной оценки композиции, что невозможно без раскрытия ее закономерностей. Систематизация знаний о композиции и ее закономерностях приобретает в технике все большее практическое значение, позволяя более эффективно вести инженерный и художественно-конструкторский поиск.

В то время как предметный мир развивается, расширяется и усложняется, наши знания о закономерностях гармонизации формы промышленных изделий отстают от этого развития. Недостаточная разработанность всей теории композиции в технике не случайно заводит в замкнутый круг тавтологии: гармония есть закономерность или сумма закономерностей, а сами закономерности основаны на гармонии! Подобные рассуждения ни на йоту не приближают к раскрытию действительных закономерностей организации формы, к научному познанию объективного в гармонии.

При рассмотрении закономерностей композиции нередко упускают из виду и то, что сами закономерности проявляются в формах конкретных изделий различно, и потому штампованные рецепты на практике непригодны и даже вредны. Анализ творений природы, как и подлинно прекрасных творений рук человеческих, постоянно подтверждает наличие неких объективных закономерностей. По-видимому, первым шагом к раскрытию закономерностей композиции вообще и в технике в частности была бы систематизация форм по наиболее существенным признакам. Что положить в основу такой системы? Несмотря на кажущееся отсутствие чего бы то ни было общего в безбрежном море технических форм, нечто общее все же объединяет между собой предметы весьма различного назначения. Поскольку речь идет о формах промышленных изделий, всегда так или иначе организованных в пространстве, то первым наиболее общим признаком возможной систематизации должен стать, по-видимому, принцип взаимодействия объема с пространством. Характер взаимодействия определяется прежде всего симметрией или асимметрией. Эта определяющая особенность пространственной организации, давая возможность четко разделить формы в технике на симметричные и асимметричные, и может выступить в качестве главного признака. В свою очередь, симметричные формы делятся по видам симметрии (зеркальная, переносная, осевая, винтовая, орнаментальная и некоторые другие связанные с ними виды симметрии [22]), что несколько облегчает дифференциацию форм.

Но как быть с массой изделий, имеющих явно асимметричную форму (таковы, например, многие станки, пульты управления и т. п.)? Казалось бы, асимметрия— это беспорядок, произвол, как говорит о ней Д. Фрей, в противовес строгой организации симметричной формы. Это действительно так, если иметь в виду случайно асимметричные формы. Но асимметричная форма может быть и высокоорганизованной, если в основе ее лежат определенные закономерности, в совокупности определяющие композиционное равновесие асимметричной формы. Асимметрия может выступать и нередко действительно выступает как своеобразный принцип композиции. Наряду с различными видами симметрии асимметрию, основанную на композиционном равновесии, можно считать одним из ведущих признаков систематизации форм в технике.

Еще более точно позволит указать место каждой технической формы введение таких признаков, как динамичность и статичность формы. Действительно, если на основе первого членения (симметрия— асимметрия) мы получаем самое общее деление форм, то на основе второго (динамичность — статичность) выявляем конкретное место любой формы. Появляется возможность говорить о формах симметрично-динамичных, притом по видам симметрии, и симметрично-статичных; можно искать также свои закономерности для форм асимметричных и динамичных (а таких немало в станкостроении) или асимметричных и тем не менее статичных, хотя статичность в значительно большей мере присуща формам с осевой симметрией. В этих случаях статичность проявляется с такой силой, что выступает объективной основой композиции.

Представляется, что дальнейшая систематизация форм по этим признакам позволила бы уточнить ряд вопросов, связанных, в частности, с трактовкой симметрии и статичности, асимметрии и динамичности в технике.

Принято считать, что симметрия есть выражение в форме состояния покоя, асимметрия же означает зрительное движение. Расправивший крылья орел, изображенный в фас, недаром выступает символом незыблемости. Но тот же орел в профиль—пример явно асимметричной и динамичной формы. Самолет зеркально симметричен в плане, но вряд ли найдешь более острое и прекрасное в своей завершенности выражение асимметрии, чем современный воздушный лайнер сбоку. С какой же все-таки формой мы в данном случае имеем дело? С асимметричной? Но тогда и орел (по аналогии) должен быть признан асимметрично организованным, в то время как живые организмы принято считать симметричными.

Здесь нет противоречия. Все зависит, очевидно, от того, какой из признаков считать ведущим, сущностным при рассмотрении данной формы. Если движение, то придется признать, что важнейшим началом, организующим форму самолета, выступает асимметрия. Форма токарного станка явно асимметрична, а как трактовать станок фрезерный? Он зеркально симметричен спереди (с небольшими отступлениями от отражения левого в правом), но зато ярко асимметричен сбоку. Нет ли тогда противоречия в том, что асимметричной форме мы пытаемся приписать статичные черты? Думается, и тут противоречия нет. Многие станки, например, имеют статичную основу, хотя она чаще асимметрична, чем симметрична, особенно в тех случаях, когда на статичном основании находится явно асимметричный верх в виде мелкой и сложной структуры на консоли. Несмотря на черты асимметрии, тяжелое статичное основание доминирует в композиции, что не позволяет трактовать форму такого станка как динамичную.

А как определить форму огромного станка для обработки зубчатых колес диаметром десять метров, если его планшайба имеет «циркульное» основание, в то время как главная стойка возвышается сбоку? Куда должна попасть такая форма в системе нашей классификации? Здесь мы, строго говоря, тоже имеем дело с формой асимметричной, однако статичность ее с особой силой выражена гигантской массой круглого основания с планшайбой.

Перечисленных признаков еще недостаточно, чтобы привести в строгую систему весь сложный мир технических форм. Ведь в этом случае в одном ряду оказались бы изделия со сложной открытой структурой и лаконичные, заключенные в корпус-оболочку, т. е. формы, совсем не схожие по степени уплотненности структуры. Значит, необходимо ввести еще одно деление, которое характеризовало бы это отношение объем — пространство.

Теперь в предложенной системе найдет место, по-видимому, практически любая техническая форма. На рис. 2 показаны лишь примеры, дающие представление о подходе к систематизации технических форм, которая должна способствовать накоплению научных знаний о закономерностях композиции, что может позволить в дальнейшем перейти к программированию художественно-конструкторских задач.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум